Калакорейш (араб. Кал‘ат ал-курайш — «Крепость/Цитадель курайшитов») — выдающийся историко-культурный, административный и интеллектуальный центр, столица Кайтага (Хайдак), государственного образования Дагестана, зафиксированного арабскими и местными историками в VII — 2-й половине XIX в. В этом селении (Дахадаевский р-н Республики Дагестан) расположена Джум‘а-мечеть («Пятничная мечеть») — один из самых древних культовых памятников раннесредневекового Дагестана.
Рис.1
Калакорейш. Джум‘а-мечеть.
План по П.М.Дебирову
Джум‘а-мечеть (рис. 1) входит в состав единого калакорейшского комплекса археологических, градостроительных, хозяйственных, мемориальных памятников истории и культуры (джум‘а-мечеть, пантеон кайтагских правителей, система кладбищ XI–XIX вв., в том числе арабского кладбища XI–XII вв., группа горизонтальных полуцилиндрических надмогильников, площади и домостроения, мадраса, привратные и сторожевые башни, старые кварталы, ток для молотьбы зерна, ямы-зернохранилища, мастерская по изготовлению надмогильных сооружений, комплекс эпиграфических памятников XI–XIX вв. и т.д.).
Как свидетельствуют исторические легенды, К. обязан своим названием арабам из племени курайш, прибывшим в Дагестан и
Рис. 2.
Калакорейш. Северная стена. Фасад (фото М.М.Маммаева)
построившим селение, получившее это название («Крепость курайшитов») и ставшее впоследствии столицей одного из влиятельных государств Дагестана — Кайтага (Хайдак), или Кайтагского уцмийства (от термина уцмий, означавшего правителя этого государства). Место для столицы было выбрано весьма удачно, селение расположено в верхней части высокой горы, «перехваченной» двумя речками, текущими в глубоких ущельях и соединяющимися за селением. В селение вели единственные ворота с системой привратных башен, а высокие двухэтажные дома с глухими внешними стенами выполняли функции крепостных укреплений.
В этом комплексе особое место занимала джум‘а-мечеть (рис. 2) с штуковым михрабом как уникальное произведение местных мастеров-строителей и как памятник культурно-исторических контактов Дагестана и ближневосточного и среднеазиатского культурного мира.
Научное изучение памятников К. связано с именами российских учёных Б.А.Дорна, А.С.Башкирова, Е.М.Шиллинга, Э.В.Кильчевской, Л.И.Лаврова, А.Ф.Гольдштейна, П.М.Дебирова, М.М.Маммаева, М.Г.Магомедова, М.С.Гаджиева и др. Академик Б.А.Дорн, посетивший К. в середине XIX в., открыл пантеон кайтагских правителей-уцмиев, воспроизвёл (рисунок) часть куфической надписи, идущую по периметру михраба джум‘а-мечети. Это была уникальная штуковая полоса XII–XIII вв., ставшая впоследствии объектом пристального изучения искусствоведов и востоковедов. А.С.Башкиров в статьях, посвящённых калакорейшскому комплексу, дал описание группы саркофагообразных (полуцилиндрических) надмогильников к западу от селения, датируемых им «не позднее конца XII в.». Его специальная статья посвящена описанию уникальных деревянных дверей пятничной мечети К. Автор обосновал близость сюжетных композиций средневековых памятников К. каменным рельефам сел. Кубачи. Деревянные двери пятничной мечети привлекли внимание Е.М.Шиллинга, который справедливо отнёс их к кругу памятников средневековой культуры сел. Кубачи.
Профессор Л.И.Лавров расшифровал и перевёл на русский язык арабоязычную эпитафию на плите, расположенной внутри пятничной мечети у северной стены, лицевой стороны к югу, в принципе к михрабу. Эпитафия посвящена местному правителю, «владельцу (сахиб) Калакорейша Ах.с.б.р. (Ахсибару), сыну Хиздана», и датируется учёным временем «не позднее XIII в.».
Большая заслуга в исследовании основного культового сооружения К. — джум‘а-мечети и её михраба, уникального памятника резьбы по штуку, принадлежит П.М.Дебирову. Он дал подробное описание столичной мечети, определил место подтрапециевидного михраба в системе подобных памятников Дагестана и стран Ближнего Востока и Средней Азии, сделал прорисовки выполненных в стиле «цветущего куфи» штуковых надписей михраба, а также прорисовки каменных фигурных опорных столбов, не характерных для культовой архитектуры Дагестана. Наибольшую композиционную близость и сходство орнаментальных мотивов калакорейшского михраба П.М.Дебиров находит в михрабах Пир-Хусейна (Азербайджан, ханака на реке Пирсагат, 1256 г.) и мечети Шир-Кебир (Мешхед-и Мисриан, Северный Хорасан). На основе всего этого автор датирует михраб в пределах XII–XIII вв. А.Ф.Гольдштейн акцентирует внимание на двух особенностях строительной практики пятничной мечети: необычность её фасада с двумя симметрично расположенными порталами входов, «заключённых в ризалиты (выступы)»; орнаментация деревянных дверей отражает влияние «ирано-сасанидского и средневекового, грузинского искусства». Что касается михраба, то он выполнен, считает учёный, мастерами из Ирана.
В конце XX в. наследие К. нашло отражение в ряде статей (А.Р.Шихсаидов, М.М.Маммаев, М.С.Гаджиев, Б.Г.Алиев).
В 1995–1997 гг. памятники К. изучала историко-археографическая экспедиция Дагестанского государственного университета (М.Г.Магомедов, А.Р.Шихсаидов), которая начала комплексное исследование этого историко-культурного объекта. По предложению Министерства культуры Дагестана была представлена обобщающая работа «Комплексные историко-архивные исследования историко-архитектурного туристского комплекса „Калакорейш“», Махачкала, 2003 (рукопись, 82 с.), исп. А.Р.Шихсаидов и М.С.Гаджиев.
Рис. 3.
Калакорейш. Интерьер мечети.
Процесс реставрации (фото Б.Х.Гаджиева)
Джум‘а-мечеть расположена в центре селения, перед небольшой по размерам площадью, на которую ведёт невысокая каменная лестница. Мечеть представляет собой подпрямоугольное в плане здание, ориентированное по оси восток–запад. Стены мечети сложены из местного рваного камня, на глиняном растворе. Длина стен: восточной — 9,4 м, западной — 10,1, южной — 12, северной — 12,2 м. Перекрытие мечети опирается на четыре составных фигурных каменных столба высотой 3,7 м (рис. 3). Высота южной
Рис. 4. Калакорейш. Штуковый михраб
стены — 7,2 м, а северной — 4,2 м. Перепад высот объясняется тем, что мечеть стоит на пологом склоне горы.
Фасад мечети имеет два симметрично расположенных портала. Имеются два входных дверных проёма в северной стене, ведущие в зал, деревянные двери, хронологически синхронные с джум‘а-мечетью (в настоящее время они хранятся в историческом и архитектурном музее).
Истинное украшение мечети — это штуковый михраб (смесь алебастра и гипса) в южной стене (рис. 4). Описание и интерпретация этого выдающегося памятника декоративно-прикладного искусства мусульманского мира — заслуга дагестанского учёного П.М.Дебирова, давшего обстоятельную характеристику композиции михраба. Он состоит из двух ниш, большой и малой, помещённых одна в другую, наружные края михраба
Рис. 5.
Калакорейш.
Надмогильная плита внутри мечети
образуют неправильный четырёхугольник, верхний край которого чуть шире нижнего. Высота михраба — 3,2 м. По периметру памятника идёт эпиграфическая полоса (арабский язык, цветущий куфи), выполненная в высоком рельефе, при высоте отдельных букв в 36–41 см. Текст полностью читается — басмала и начальная часть «престольного стиха Корана» (Коран 2:256). Текст рамы над главной аркой михраба содержит полностью 112-ю суру Корана. Полукруглую арку внутренней ниши начинает формула единобожия. Внутри мечети и на её стенах несколько арабских надписей на камне. Старейшая надпись — эпитафия намогильной плиты (рис. 5), лицевой стороной обращённой к югу, т.е. к михрабу, — имя покойного «владелец (сахиб) Калакорейша Ах.с.б.р. сын Хиздана». Надпись не имеет даты, но палеографически её можно отнести к XIII или XIV в. Немусульманское имя владельца К. не связано по своему происхождению с арабами, с именем курайшитов.
Уникальный штуковый михраб ныне сохранился лишь на фотографиях. «Специалисты» сняли «для реставрации» весь штук и сложили его в здании мавзолея. Ныне эти куски штука находятся в распоряжении многочисленных туристов, посетивших К.
Как известно, резьба по штуку — один из важных видов архитектурного декора в монументальном искусстве Ближнего Востока и Средней Азии. В Иране и Средней Азии
он получил широкое распространение особенно в VIII–XIII вв., в предмонгольское время. Строительство в К. штукового михраба — свидетельство устойчивых культурно-исторических контактов профессиональных мастеров мусульманского мира.
Калакорейшский михраб, его орнаментальные и эпиграфические мотивы, испытавшие огромное влияние произведений по штуку, нельзя воспринимать как простую копию всемирно известных образцов Ирана, Закавказья, Средней Азии. Многие орнаментальные мотивы калакорейшского михраба «подсказаны» традиционными элементами местного орнаментального искусства. Подтрапециевидная форма михраба, несвойственная образцам Ирана и Средней Азии, также подчёркивает это своеобразие.
Лит-ра: А.С.Башкиров. Средневековый памятник дагестанского аула Кала-Корейш. М., 1926; он же. Деревянные двери дагестанского аула Кала-Корейш. М., 1928; Н.Б.Бакланов. Архитектурные памятники Дагестана. Л., 1935; Л.И.Лавров. Эпиграфические памятника Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Кн. 1. М., 1966, 77, 174; Э.В.Кильчевская. От изобразительности к орнаменту. М., 1968; Е.М.Шиллинг. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М., 1968; П.М.Дебиров. Архитектурная резьба Дагестана. Л., 1966; А.Ф.Гольдштейн. Башни в горах. М., 1977, 115–121; А.Р.Шихсаидов. Эпиграфические памятники Дагестана. X–XVII вв. М., 1984; М.М.Маммаев. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989; М.Г.Магомедов, А.Р.Шихсаидов. Калакорейш. Махачкала, 2000; А.Р.Шихсаидов, М.С.Гаджиев. Комплексные историко-архивные научные исследования историко-архитектурного туристского комплекса «Калакорейш». Махачкала, 2003. Рукоп. 82 с.
А. Р. Шихсаидов.