КАЛА̄М — термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широком смысле обозначали всякое рассуждение на религиозно-философскую тему (включая рассуждения христианских и иудейских теологов), а в специальном значении — спекулятивную дисциплину (‘илм ал-калам), дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам (таклид). Обращение к разуму как к высшей инстанции при решении тех или иных вопросов считалось чертой, объединяющей К. (в специальном значении) с фалсафа и отличающей их поборников — мутакаллимов и фаласифа — от догматиков-салафитов, с одной стороны, и мистиков-суфиев — с другой. Различие же между мутакаллимами и фаласифа усматривалось в том, что первые за отправную точку своих рассуждений принимали нормативные принципы ислама (канун ал-ислам), т. е. отталкивались от проблематики, специфической для этой религии, а вторые — нормативные принципы разума (канун ал-‘акл), т. е. исходили из античных моделей философствования. Сами фаласифа главное отличие своей науки от К. видели в методах рассуждения: в фалсафа используются аподиктические (доказательные) рассуждения, а в К.— диалектические (в аристотелевском смысле этого термина). Характерным для мутакаллимов приемом ведения полемики был илзам — выведение из тезисов, принимаемых оппонентом, заключений, для него нежелательных либо абсурдных. Диалектический способ рассуждений в К. был обусловлен как генезисом этой дисциплины, так и часто применявшейся мутакаллимами устной формой обсуждения спорных вопросов. Последнее обстоятельство, в свою очередь, связано с приобщением относительно широких слоев городского населения к религиозно-философским диспутам, устраивавшимся мутакаллимами на их собраниях (маджалис), а то и просто на улицах и базарных площадях. В К. даже прокламировался принцип, согласно которому каждый мусульманин и каждая мусульманка, дабы считаться подлинно верующим человеком, обязаны пройти в начале жизни этап сомнения во всех унаследованных догматах и принять только те положения, истинность которых подтверждает их собственный разум.
К. возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе, с появлением различных религиозно-политических группировок (хариджиты, кадариты, джабриты, мурджииты), а также диспутов с представителями немусульманских верований (маздеизм, христианство). В этих спорах вырабатывался присущий К. метод рассуждения, основанный на символико-аллегорическом толковании (та’вил) Корана и исключающий при аргументации тех или иных тезисов ссылки на какие-либо авторитеты, помимо разума, а также складывалась первоначальная его проблематика: качества, необходимые для руководителя мусульман (халифа, имама); ответственность человека за свои деяния (свобода воли и предопределение); квалификация человека как просто мусульманина (муслим), как истинно верующего (му’мин), как неверующего (кафир) и как человека, совершившего тяжкий грех (сахиб ал-кабира); единство бога и соотношение его сущности и атрибутов; сотворенность или несотворенность Корана во времени. Перечисленные вопросы, непосредственно связанные с догматами ислама, образовали ядро К. (захир ал-калам, джалил ал-калам), от которого отличали его «тонкости» (дакик ал-калам, латиф ал-калам); к последним, в частности, относились темы натурфилософского характера (движение и покой, субстанция и акциденции, атомы и пустота).
Свойственные К. метод и проблематику мы впервые встречаем в творчестве ал-Джа‘да б. Дирхама (казнен в 742-43 г.), который выдвинул требование опираться только на разум и подвергать противоречащие ему стихи Корана символико-аллегорическому толкованию; ал-Джа‘ду принадлежат мысли о невозможности приписывать богу вечные положительные атрибуты, о сотворенности Корана во времени и, по некоторым источникам, о свободе человеческой воли. Его ученик Джахм б. Сафван (казнен в 745 г.), развивая идеи своего учителя, говорил о способности разума независимо от откровения различать добро от зла и разработал пантеистически ориентированное учение, в котором, однако, в противоположность предположительным взглядам ал-Джа‘да утверждался принцип фатализма. Оба этих мыслителя вместе с учеником Джахма Дираром б. ‘Амром предваряли своими воззрениями идеи первой крупной школы К.— му‘тазилизма. Ввиду близости идей Джахма б. Сафвана и му‘тазилитов мусульманские доксографы подчас смешивали му‘тазилитскую школу со школой джахмитов. Расцвет му‘тазилитского К. приходится на первую половину IX в.— годы правления ар-Рашида и особенно ал-Ма’муна, ал-Му‘тасима и ал-Васика. По словам аш-Шахрастани, это была эпоха блестящего расцвета К. вообще. Начиная с правления ал-Мутаваккила (8-47—861) му‘тазилизм стал подвергаться преследованию.
В этих условиях попытку легализировать К. путем компромисса с догматиками предпринял Абу-л-Хасан ал-Аш‘ари (873—935), эпоним новой школы К.— аш‘аризма. Крупнейшими представителями этой школы были ал-Бакиллани (ум. в 1013 г.), ал-Джувайни (ум. в 1085 г.), аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.) и Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 1209 г.). Этот этап в развитии К. аш-Шахрастани характеризовал как эпоху его упадка. Хотя аш‘ариты демонстративно противопоставляли себя му‘тазилитам и шли на компромисс с ханбалитами, они продолжали общую рационалистическую линию му‘тазилизма, и между му‘тазилизмом и аш‘аризмом не существовало непроходимой грани: ал-Аш‘ари сам вышел из среды му‘тазилитов, а ‘Абд ал-Джаббар, с деятельностью которого связана активизация му‘тазилизма при Буидах, вначале, примыкал к аш‘аритам.
С XIII в. начинается сближение К. с фалсафа—с восточным перипатетизмом школы Ибн Сины, которое было подготовлено со стороны мутакаллимов творчеством аш-Шахрастани и Фахр ад-дина ар-Рази, а со стороны фаласифа — Насир ад-дина ат-Туси. В результате, по выражению Ибн Халдуна, у «позднейших [мутакаллимов]» «вопросы калама и вопросы фалсафа смешались так, что эти науки стали неразличимыми». Этот этап в истории К. представлен трудами ал-Байдави (ум. в 1286 г.), ал-Исфахани (ум. в 1349 г.), ал-Иджи (ум. в 1355 г.), ат-Тафтазани (ум. в 1390 г.), ал-Джурджани (ум. в 1413 г.), ад-Даввани (ум. в 1501 г.), ас-Сийалкути (ум. в 1657 г.).
Наряду с основными школами К. существовала школа матуридитов — последователей Абу Мансура ал-Матуриди (ум. в 944 г.).
К., объективно подрывавший авторитет факихов, подвергался нападкам с их стороны, особенно ханбалитов и захиритов, как дисциплина, которая, по выражению Ибн ал-Джаузи, «привела большинство [мутакаллимов] к сомнению, а некоторых— к безбожию (илхад)». Вместе с тем аш‘аритский К. находил сторонников среди шафи‘итов, учение ал-Матуриди распространялось в ханафитских кругах, а му‘тазилизм—в зайдитских.
В новое и новейшее время К., прежде всего му‘тазилизм, вдохновлял в мусульманском мире рационалистов, старавшихся не вступать в конфликт с основами мусульманского вероучения. К ним относятся мусульманские реформаторы (Джамал ад-дин ал-Афгани, Мухаммад ‘Абдо), либеральные мыслители (Ахмад Амин, Заки Наджиб Махмуд), «исламские левые» (Хасан Ханафи).
Лит-ра: ан-Нашшар. Наш’ат; Бадави. Мазахиб; Т. И. Саллум. Ру’йа джадида ила ‘илм ал-калам ал-ислами.— Адаб ва-накд. Каир, 1884, 6, 7—19; Watt. Period; Wolfson. The Philosophy; Cook. Dogma; T. К. Ибрагим. О каламе как «ортодоксальной философии» ислама (критика одного ложного стереотипа).— НАА. 1986, 3, 205—212.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев