Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Коран Байсунгура

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 1 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Коран Байсунгура — список Корана (араб. ал-Кур’ан), изготовленный примерно в 1400–1405 гг. по приказу Тимура (1370–1405) каллиграфом ‘Умаром ал-Акта‘ и исполненный почерком мухаккак. Размер текста составлял 177υ101 см. По свидетельству историков, на каждой странице было по 7 строк, а длина строки составляла один зар‘ (около 50 см). Как полагают, текст был записан только на одной стороне листа, причем два листа составляли единый бифолио. О размерах списка можно судить по специальной подставке (лаух) для этого Корана, установленной Улуг-беком (1409–1449), — 2,3υ2 м. Коран был помещен в соборной мечети (масджид джами‘) Самарканда, позднее названной в народе мечетью Биби-Хоним. К. Б. (около 800 двойных листов-бифолио) должен был символизировать могущество власти Тимура.

        При последующих династиях у К. Б. проходила коронация правителя страны («поднятие хана предводителями ведущих племен на белом войлоке»). Во время похода Надир-шаха (1736–1747) в Мавараннахр К. Б. был вывезен из Самарканда, но в целости не сохранился. Часть листов оказалась у воинов и положена ими в мавзолей имам-зада Ибрахима б. ‘Али ар-Риды б. Мусы ал-Казима в Кучане. Примерно в это время данный список в Хурасане/Хорасане получает новое название — Коран Байсунгура. Вероятно, тут свою роль сыграло то, что Байсунгур-мирза (1397–1433) был внуком легендарного Тимура и к тому же искусным каллиграфом. В XIX в. фрагменты К. Б., среди которых встречается немало поддельных, попадают в музеи Ирана, в XX в. — в частные собрания в Европе и США.

        С укреплением государства в Мавараннахре были предприняты попытки восстановить один из символов власти и могущества — гигантский список Корана. Так, в 1854–55 г. мулла Мухаммад б. Хасан ас-Самарканди по приказу амира Наср Аллаха (1827–1860) создал список Корана размером 107υ156 см, который был помещен в соборной мечети Самарканда на знаменитой подставке Улуг-бека. Этот список ныне хранится в Музее истории культуры народов Узбекистана в Самарканде. Фрагмент другого списка Корана размером 63υ107 см хранится в ИВ АН РУз под № Д-2490. Он состоит из 26 листов, каждый из которых склеен из двух кусков бумаги, и содержит айаты 29–251 второй суры.

        Лит-ра: Y.Zoka. The Bay-Songhori Coran and its fate // Journal of the Regional Cultural Institute. Tehran, II, 1969, 96–102; The Nasser D.Khalili Collection of Islamic Art. Vol. III. After Timur. Qur’ans of the 15th and 16th Centuries. Ed. by David James. Oxf., Nour Foundation, 1992, 18–23.

        А.К.Муминов ал-Кикуни

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Письменные памятники
        Теги:
        КоранМавераннахрТимуриды
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВЕКА (X в. х. / XVI в. н.э. и далее)
        • 10 апреля, 2025
        ТИМУР
        • 23 октября, 2024
        ТАФСИР
        • 27 июня, 2024
        ПЕРЕВОД КОРАНА НА ДРУГИЕ ЯЗЫКИ
        • 29 мая, 2024