Крым — полуостров, омываемый водами Черного и Азовского морей, площадь — 25,5 тыс. кв. км. С материком соединяется на севере узким Перекопским перешейком. Коренное население К. — крымские татары (къырымтатар), караимы (къырымкарайлар), крымчаки (кърымчахлар). Население — 2 152 000 человек. Крымские татары составляют 12%, русские— 55, украинцы— 23, другие национальности — 10% (1999 г.). В К. проживает около 300 тыс. мусульман.
С древнейших времен Крым населяли киммерийцы, скифы, тавры, греки, сарматы, аланы, готы, гунны, хазары, печенеги, кыпчаки и др. Формирование ядра крымскотатарского народа в процессе миграций, расселения, завоеваний относится к X–XI вв. — времени распада Хазарского каганата, и проникновения в К. кыпчаков, чей язык лежит в основе современного крымско-татарского языка. Окончательно крымские татары сложились к XIV–XV вв. Результатом этого процесса стало образование Крымского ханства — государства крымских татар.
До принятия ислама К. входил в состав или находился в сфере влияния различных государств с относительно развитой правовой системой и религией: Боспорского царства, Рима, Византии, Хазарского каганата, Хваризма/Хорезма и т.д. Население К. в разные периоды истории исповедовало разные религии: христианство (IV–VII вв. — Готская епархия), доортодоксальный иудаизм (незначительная часть населения, VII–VIII вв. — Хазарский каганат), ислам (к концу XV в. — подавляющее большинство населения).
В К. утвердился суннитский ислам ханафитского толка. Процесс исламизации проходил территориально в разное время. В распространении ислама в К. можно выделить несколько этапов: VIII–IX вв. — период арабо-хазарских войн; XI в. — период заселения К. кыпчаками, утверждения ханафитского мазхаба; XIII в. — период Золотой Орды; XV в. — Крымское ханство.
Главой мусульманской духовной элиты (улама’) был муфтий, второй после хана человек в государстве. Ему принадлежали полномочия по назначению и смещению судей (кади/казы). В ведении мударрисов были мусульманские школы разного уровня; настоятели дервишских текие (араб. такийа — «странноприимный дом», «обитель») — шайхи обладали исключительным авторитетом в разборе несудебных тяжб. Муфтию, его ближайшим помощникам сеитам (араб. саййид) и другим духовным лицам принадлежали земли в различных частях полуострова, входившие в духовный домен (ходжалык). Число деревень ходжалыка достигало двадцати. Другой формой недвижимого имущества улама’ были вакфные земли. Доход с каждого такого участка полностью шел на содержание определенной мечети, мадрасы, начальной школы (мектеб/мактаб), приюта, иногда даже светского ведомства.
При всем разнообразии в К. архитектурных стилей основной становится османская традиция, определявшая тип каменных мечетей с их стройными минаретами, ханских дворцов, мавзолеев (дюрбе, от араб. турба — «могила», «захоронение»), бань и других сооружений.
Из сохранившихся памятников мусульманской архитектуры особого упоминания заслуживают следующие.
В 1287-1288 гг. в Солхате (ныне г. Старый Крым) по воле египетского султана Бейбарса I (1260–1277) была возведена мечеть его имени.
В 1314 г. хан Узбек в ознаменование своего прихода к власти построил там же мечеть, а спустя 18 лет (в 1332-33 г.) к ней была пристроена мадраса. По своим формам мечеть — здание базиликового типа, прямоугольное в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. К мечети примыкает мадраса (сооружение, в плане почти квадратное, со стороной около 26 м) с большим внутренним двором, куда вел с восточной стороны торжественный портал. Расположенные по трем сторонам большие глубокие ниши-айваны — одна против входа и две по бокам — служили аудиториями для занятий. По планировке с мадрасой в Солхате сходна знаменитая Зынджырлы мадраса, построенная ханом Менгли-Гиреем I около 1500 г. под Бахчисараем.
Пятничная мечеть Джума-Джами была заложена в Кезлеве (Гезлёве, ныне Евпатория) спустя год после коронации Девлет-Гирея I — в 1552 г. Композиция ханской мечети построена по принципу нарастания объемов и напоминает своим силуэтом стамбульскую Айя-Софию.
Укреплению ислама способствовали ‘улама’ «праведники», шайхи и рядовые члены суфийских братств халватийа и джалватийа, сложившихся в Иране к концу ХIV в. Наряду с ханафитами были приверженцы и других суннитских мазхабов — маликиты, шафи‘иты, ханбалиты. Главой духовного правления являлся ханафитский шайх ал-ислам.
Как и в других регионах мусульманского мира, формы бытования ислама в К. имеют свою специфику, обусловленную доисламскими религиозно-культовыми представлениями.
С этим связано, в частности, почитание азизов (ед. ч. — «святой», араб. ‘азиз — «могущественный», «дорогой») — могил мусульманских «святых». К ним приходили либо только в определенный месяц или даже день (день рождения «святого»), либо в любое время. Нередко к почитаемой могиле совершали паломничество и христиане, и иудеи. Бытует мнение, что посещение могил особо известных «святых» приравнивается к «малому» паломничеству (‘умра) в Мекку. Страждущие читали у могил «святых» суры Корана (в особенности ал-Фатиху), молитвы с просьбами к «святому», совершали обход вокруг могилы, ритуальное омовение, брали с собой землю, считавшуюся целебной, освящали детские бусы от сглаза; на высоких местах рядом с мазаром (кладбищем), на растущих неподалеку деревьях и кустах оставляли цветные лоскутки. При некоторых азизах существовали мадраса и обитель дервишей — текие, служители которых ухаживали за могилой. На деньги исцелившихся воздвигали на мазарах величественные «мавзолеи» (дюрбе).
К 1783 г., времени присоединения К. к России, на полуострове насчитывалось около 2 тыс. мечетей и 1,5 тыс. мусульманских школ, в 1805 г. — 1558 мечетей.
1788 год был отмечен религиозными гонениями на мусульман в К. Во время Крымской войны (1853–1856) значительное число крымских татар было выслано из К. во внутренние губернии Российской империи. Вплоть до 1912 г. согласно российскому законодательству на духовные должности в К. могли избираться только потомственные ‘улама’, получившие от российских властей статус мусульманского духовенства. При крайней малочисленности такового, особенно в середине XIX в., когда в результате массовых переселений крымских татар в османскую Турцию число духовных лиц еще более сократилось, к 1890 г. только в 281 из 737 мечетей К. были свои имамы.
До присоединения К. к России для детей крымских татар в возрасте от 6 до 15 лет существовало всеобщее обязательное обучение в приходских школах (мектеб/мактаб). На 700–800 человек приходилась одна школа. В высших мусульманских школах (мадраса) изучали не только Коран, арабский язык, фикх, но и риторику, логику, философию, математику, астрономию. Царская администрация проводила политику ограничения количества мечетей и мечетных школ, и в 1890 г. в К. осталось лишь 275 школ, а новых для крымских татар почти не открывали.
Сразу после окончания Крымской войны крымско-татарская общественность подняла вопрос о создании сети мусульманских гимназий с расширенной программой, включавшей и светские предметы, но ее действия оказались безрезультатными. Тем не менее крымские татары и в период упадка исламской культуры, в 60–70-е гг. XIX в., смогли содержать за свой счет (а отчасти и создать заново) 23 мадрасы и значительное число начальных школ, в которых училось свыше 5 тыс. детей, в том числе 900 девочек.
В 1917 г. выборным муфтием крымских, польских и литовских татар стал Номан Челебиджиан, вскоре после этого, однако, арестованный и в 1918 г. зверски убитый большевиками. В 1919 г. были восстановлены муфтийат, Таврическое магометанское духовное правление, работавшее в Симферополе в 1831—1917 гг., и Вакфная комиссия. В 1917–1921 гг. Национальное правительство крымских татар открывало новые высшие учебные заведения и принимало меры по усовершенствованию деятельности древней духовной академии Зынджырлы мадрасы.
В 1921 г. была образована Крымская АССР.
Насильственное выселение крымско-татарского народа в 1944 г. нанесло непоправимый урон его духовной культуре. И только в последние годы, спустя почти 50 лет с начала возвращения крымских татар на землю предков, религиозная жизнь стала налаживаться, расширяются масштабы деятельности мусульманских национально-культурных обществ.
Главное управление мусульман К. — муфтийат. Каждые 4 года он проводит религиозный Курултай (съезд), на котором избирается муфтий К. и три его заместителя.
В начале 1999 г. в К. насчитывалось 140 действующих мечетей.
Лит-ра: Эвлия Челеби. Книга путешествия Эвлия Челеби. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641–1667). Симферополь, 1996, 55–56; А.Кричинский. Очерки русской политики на окраинах. Часть I. К истории религиозных притеснений крымских татар. Баку, 1919, 24–25, 43, 54–56; А.Л.Якобсон. Крым в средние века. [Б. м.], 1973, 119, 124; М.А.Усманов. Этапы исламизации Джучиева Улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах XIII–XVI вв. // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем Востоке в период феодализма. М., 1985, 180; В.С.Возгрин. Исторические судьбы крымских татар. [Б. м.], 1992, 128–130, 184–185; Крикун. Памятники, 11–12, 66, 82; А.Меметов. О происхождении крымских татар и их языка // Qasevet. 24.01.1994; Э.Акъярлы. Азизы Крыма // Там же; Э.Сеферов. Отголоски древних верований у крымских татар // Qasevet. 24.01.1995; Lütfi Osman. Kirim Dosyasi.1997,42–45.
Ш.Э.Кейбулаев