Курбангалиевы — династия ишанов и потомственных мулл, известных с начала XVIII в., большой род аргаяшских башкир. Предок К., Хамит Бурсыкаев (род. в 1737 г.), — первый указной мулла деревни Исмаилова Челябинского уезда. По имени его сына Курмангали (род. в 1780 г.) потомки, расселившиеся вокруг озера Аргаяш, стали называться Курмангалиевы. Габдулхаким (‘Абд ал-Хаким, 1809–1872) и четверо его братьев возглавляли мусульманские приходы своих деревень (Айбатова, Усманова, Медьяк, Имангулова, Мухаметкулуева) в Челябинском уезде Оренбургской губернии. Они были не только известными муллами, но и крупными землевладельцами. Габдулхаким основал на свои средства в 1860 г. при мечети деревни Медьяк начальную приходскую школу (мектеб), которая в 1883 г. превратилась в мадрасу. Средства на содержание учебного заведения собирались среди прихожан, но большую их часть предоставляла семья К. Все ремонтные работы в мечети и мадрасе также производились за их счет. Сын Габдулхакима, Габидулла (‘Абид Аллах, 1858–1920), — проповедник (ахун), известный в народе как Аксак-ишан («Хромой ишан»), распространял свое влияние на весь Челябинский уезд. Дважды (в 1903 и в 1912–1915 гг.) его отстраняли от должности преподавателя (мударриса) Медьякской мадрасы за «увлечение суфизмом», однако ученики оставались последователями своего ишана. В 1913 г. в Медьякской мадрасе обучалось 320 учеников. Идеи джадидистского движения (усул-и джадид) не были поддержаны К. и поэтому не получили распространения в их учебном заведении, но, как свидетельствовали современники, изучение грамоты и Корана в нем было поставлено «толково». Поддерживая белое движение, Габидулла на свои средства организовал конный «полк Мухаммада», который воевал на стороне Колчака в Сибири. По распоряжению председателя Башкирского правительства А-З.Валидова ишан Габидулла был арестован и в марте 1920 г. расстрелян во дворе тюрьмы г. Стерлитамака.
Еще один представитель династии К., Мухамед-Габдулхай (Мухаммад ‘Абд ал-Хайй, 1889–1972), — ишан, имам, активный участник (офицер) башкирского национального белого движения в 1917–1919 гг. Не приняв идеи национально-государственной автономии А.-З.Валидова, тем более ее советского варианта, он с армией Колчака ушел в Сибирь, оттуда – в Китай. В 20-30-е гг. Мухамед-Габдулхай служил имамом-хатибом в Манчжурии и Японии. В Токио он построил на свои средства мечеть, мадрасу и типографию, оказывал помощь мусульманам, которые не могли выбраться из Советской России, был членом организации Идель-Урал, но расходился с ее руководителями во взглядах на политическое устройство тюрков России. В 1938 г. он был выслан японскими властями в г. Далянь, там же служил имамом. В 1945 г. был арестован советской армейской разведкой и этапирован во Владимирскую тюрьму, где находился до 1955 г. В 1956 г. он приехал в Уфу. Власти запретили ему выезд к семье в Токио. До самой смерти (умер в Челябинске) он выполнял обязанности муллы в Челябинской области.
Две дочери и сын Мухамед-Габдулхайа ныне проживают в Турции и США.
А.Б.Юнусова