Кыз-биби—2 — мазар на территории западного предместья сельджукской части Мерва (городище Султан-кала) в Марыйском вилайате Туркменистана. Представляет собой чартак — кубовидное купольное сооружение домонгольского периода, раскрытое по осям арочными проёмами. Археологическая расчистка памятника осуществлена в 1965–1966 гг. Во время одного из капитальных ремонтов, возможно в позднем средневековье, сырцовый памятник снаружи был одет в рубашку из жжёного кирпича, а три арочных проёма заложены, оставлен открытым только восточный. Таким он запечатлён на многих старых фотографиях. Купол обрушился в 1-й четверти ХХ в. и заново сложен в 1993–1994 гг., когда весь мавзолей был реконструирован; вновь раскрыты арочные проёмы, но сохранены в оригинале большие фрагменты стен интерьера, включая угловые сырцовые тромпы.
Исследователи единодушны в том, что простой по композиции мавзолей К.-б. занимает важное место в истории исламской архитектуры Средней Азии, но расходятся относительно его возраста, который варьируется от IX до XII в. Основываясь на характере конструкций и материалов мазара, есть веские причины считать его постройкой даже не X в., а IX в., сохранившей в своём устройстве ряд архаических черт строительства доисламской эпохи, и утверждать, что он является одним из самых ранних мавзолеев Хурасана, дошедших до наших дней. В настоящее время сюда возобновилось паломничество, снаружи и внутри имеются многочисленные вотивные приношения.
Название мазара — имя нарицательное, распространённое в Туркменистане и соседних странах. По мнению Ю.Е.Берёзкина, второе слово в имени Гыз-биби — иранское. Если гыз (тюрк.) — это «девушка», то биби — «бабушка», «старушка», а также знак почтительного, торжественного обращения. Гыз-биби, таким образом, есть Дева и одновременно Праматерь. Легенда о Деве-Праматери — известнейший сюжет мирового фольклора. Во всех случаях речь идёт о хтоническом водном женском божестве, которое воплощает грозные и плодоносящие силы природы. Название К.-б. указывает лишь на то, что под ним скрыт некий женский образ — это могло быть как историческое лицо, так и мифологический персонаж, никаких преданий о нём в Мерве не зафиксировано. По мнению В.А.Жуковского, тот факт, что эта особа у народа не имеет собственного имени, а лишь почётное общее наименование «Девицы-Боярышни», указывает на то, что женщина, которой принадлежит усыпальница, была хорошо известна народу и без собственного имени. Он предположил, что это могла быть Туркан-хатун, умершая в 1156 г. супруга султана Санджара, «которая прославила себя в Мерве мудрою, благотворною деятельностью и на которую могли быть перенесены позднейшие симпатии народа». Он также обратил внимание на ономастическое родство К.-б. с двумя средневековыми гофрированными зáмками, расположенными неподалёку и по традиции именуемыми Большой и Малый Кыз-кала.
Лит-ра: Жуковский. Развалины, 163–165; В.И.Пилявский. Архитектура Древнего Мерва // Науч. труды Ленинградского инженерно-строительного института. Вып. 10. М.–Л., 1950, 50–54; Пугаченкова. Пути развития, 175–176; С.Б.Лунина. Мавзолей Кыз-биби // Памятники Туркменистана. Аш., 1967, № 3, 23; она же. Историческая топография западной части рабада средневекового Мерва // Труды ЮТАКЭ. XV. 1974, 192–208; Ю.Е.Березкин. Гыз-биби в древних легендах и памятниках // Памятники Туркменистана, Аш., 1991. № 2, 18–19; С.Хмельницкий. Между арабами и тюрками. Берлин–Рига, 1992, 123.
Р.Г.Мурадов