МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило в мечетях и в частных домах, а также в гостиницах (хан), библиотеках, больницах. М. учреждались и существовали за счет вакфа — передачи частными лицами своего имущества на благотворительные цели. В М. преподавателям и прочим служителям платили жалованье, учащиеся обеспечивались стипендией, учебными принадлежностями и жильем. Основным и нередко единственным предметом изучения в М. было мусульманское право — фикх; соответственно профиль М. определялся по толку, или школе (мазхабу), права. Первыми были учреждены М. шафи‘итские, вскоре — ханафитские и др.; позднее возникли М. для преподавания фикха по двум, трем или всем четырем мазхабам, каждый из которых был представлен одним преподавателем (мударрисом) с помощниками. Обучение велось в форме лекций, проработки определенных книг и диспутов. Программ в М. не было, дополнительно могли изучаться также коранические дисциплины, арабский язык и литература, хадисоведение, богословие, а также арифметика, медицина и прочие «науки древних». Изредка учреждались и специализированные М.— по хадисоведению (они назывались обычно дар ал-хадис), медицине. Как правило, М. являлась частью комплекса вакфных строений и учреждений; при ней была и библиотека.
М. оказала влияние на становление системы колледжей в Западной Европе в XII в. В мусульманских странах система М. постепенно пришла в упадок, традиционные наборы изучаемых предметов и используемых пособий начали обновлять лишь в XIX—XX вв. Исторически знамениты М. Низамийа в Багдаде, ал-Азхар в Каире и некоторые другие.
Преподаватель М.— мударрис обычно был специалистом по фикху, знатоком этико-правовых норм ислама и методики юриспруденции. Мударрисами называли также преподавателей других предметов (например, хадисоведения, грамматики), но при этом уточнялась их специальность. После возникновения государственных университетов термин мударрис применяется к штатному профессору.
Лит-ра: Бартольд. Соч., 2/2, 431—432, 6, 112, 621; Н. Ма‘руф. Мадарис кабл ан-Низамийа. Багдад, 1393/1973: Makdisi. Rise, 153—171.
А.Б.Халидов