МАЗА̄Р («место, которое посещают») — объект паломничества, обычно — могила мусульманского «святого».
Первоначальный ислам отвергал поклонение каким-либо объектам (кроме «черного камня» в Мекке) как проявление язычества. В канонических сборниках хадисов (IX в.) осуждается оплакивание умерших, посещение могил и обращение с молитвами к усопшим. До середины X в. даже могила Мухаммада не была предметом поклонения, а место погребения ‘Али в цитадели шиизма, Куфе, не было с достоверностью известно. Впрочем, уже в конце IX в. зафиксировано сооружение мавзолеев (кубба) и мечетей над могилами асхабов и почитаемых мусульманских ученых.
Культ «святых» и их могил быстро развивается с конца X в., особенно большую роль в этом сыграл суфизм с его почитанием шайхов — наставников, находившихся, по мнению их почитателей, в непосредственном контакте с Аллахом, благодаря чему они могли творить любые чудеса. Молитва, переданная через таких могущественных посредников, как считалось, была действеннее. Посещение могил «святых» (зийара, зиярат) обрастает специфическим для каждого объекта обрядом, появляются справочники-путеводители для паломников.
Объектом поклонения становятся также места, связанные с библейскими и кораническими пророками, домусульманские святыни, приобретающие мусульманскую легенду. В то же время образ мусульманских праведников расцвечивается представлениями, связанными с домусульманскими верованиями; так, двоюродный брат Мухаммада, Кусам б. ал-‘Аббас, похороненный будто бы в Самарканде, сливаясь с образом какого-то местного божества, превращается в Шах-и Зинда («вечно живого царя»).
Первоначально могилы «святых», как и другие религиозные достопримечательности, назывались машхад (затем, вероятно после XI в. и прежде всего в неарабских областях, это слово было переосмыслено как «место погребения шахида»); более специальное понятие — М.
М. обрастают мечетями, обителями, мадраса, нередко становятся ядром целых городов (Мазари-Шариф в Афганистане, Неджеф в Ираке и др.).
Лит-ра: al-Haravi. Guide; Гольдциер. Культ святых; В. Н. Басилов. Культ святых в исламе. М., 1970.
О.Г.Большаков