МАК̣А̄М (мн. ч. мак̣āмāт) — суфийский термин, обозначавший «стоянку» на «мистическом пути» (ат-тарик). В отличие от мистических «состояний» (см. хал), которые даруются мистику богом помимо его воли, достижение какой-либо «стоянки» требует от суфия постоянного самосовершенствования, самоконтроля и неукоснительного соблюдения всех правил и ограничений, характерных для нее. Только полное выполнение требований предшествующей «стоянки» гарантирует мистику обретение последующей. Добродетели и качества, обретенные на низшей М., сохраняются и на более высокой, тогда как одно «состояние», как правило, «отрицает» другое.
По сравнению с более текучими и субъективными описаниями «состояний» классификация «стоянок» носит более определенный характер. Ас-Саррадж назвал семь «классических» М.: «раскаяние» (тауба), «богобоязненность» (вара‘), «воздержание» (зухд), «бедность» (факр), «терпение» (сабр), «удовлетворенность» (рида), «упование на бога» (таваккул). В дальнейшем наблюдается процесс детализации данной схемы. Ал-Калабази различал 17 «стоянок», Абу Са‘ид Май- хани —40, ‘Абдаллах ал-Ансари—100. Многие «стоянки», перечисленные в классификациях двух последних авторов, в прочих системах приводятся в разделе «состояний»: курб, фана’, раджа’ и др.
Суфийские мыслители полагали, что высказывания и поступки суфия, достигшего какой-либо — «стоянки», непостижимы для простых смертных ввиду неповторимости связанного с ней переживания. Этим объяснялись многие экстатические высказывания (шатхийат) мусульманских мистиков.
Без описания или упоминания «стоянок» не обходилось практически ни одно суфийское сочинение. Синонимом М. был близкий по значению термин манзил(а) — «остановка», «ступень», который использовался несколько реже.
Лит-ра: см. лит-ру к ст. хал, а также: Nwyia. Exégèse, Index.
А.Д.Кныш