МА̄ЛИК б. АНАС ал-Ас̣бах̣и (713—795) — факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. Родился в Медине в семье мастера по изготовлению стрел, сам М. был торговцем шелковыми тканями. С раннего детства он обучался кораническим наукам у своих родственников, среди которых был его дядя — выдающийся знаток хадисов Абу Сухайл Нафи‘. Кроме того, М. изучал фикх у Раби‘и б. ‘Абд ар-Рахмана, затем 13 лет провел в кружке ‘Абд ар-Рахмана б. Хирмиза ал-А‘раджа ал-Хашими, учась у него и у его учеников Шихаба аз-Зухри и Абу аз-Зинада. Со временем М. стал самым авторитетным факихом Медины и ее духовным руководителем (имамом). Он не примыкал ни к какому политическому течению, однако склонялся к принципу выборности власти. Он отказывался от любых административных назначений и был принципиален при защите своих убеждений. Известно, что он был подвергнут телесному наказанию за отстаивание положения «клятва, данная по принуждению, недействительна». Страдая тяжелой хронической болезнью, М. почти не покидал Медины, в диспутах и ученых встречах участвовал мало. Кроме того, он считал, что «наука—это не драка между петухами и баранами». М. составил свод ал-Муватта’, включающий хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам. Ал-Муватта’ сохранился в двух редакциях: первая принадлежит его самому выдающемуся ученику Мухаммаду аш-Шайбани (ум. в 805 г.), вторая — Йахйе ал-Лайси ал-Андалуси (ум. в 848-49 г.). Затем Асад б. ал-Фурат ат-Туниси (ум. в 828-29 г.) переработал этот свод и назвал его ал-Мудаввана. ‘Абд ас-Салам ат-Танухи (ум. в 854-55 г.), в свою очередь, переработал и дополнил его, выпустив под названием ал-Мудаввана ал-кубра.
М. вел большую преподавательскую деятельность. Среди его учеников помимо уже названного аш-Шайбани был Мухаммад б. Идрис аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.), основатель шафи‘итского мазхаба, в котором использованы многие положения, разработанные М.
Общественно-политические взгляды М. сводились к тому, что верховная власть принадлежит халифу, который должен быть курайшитом, но необязательно хашимитом или Алидом. Его должна утверждать у власти особая представительская группа (шура), состоящая из лиц, назначенных предыдущим халифом. Они обязательно должны быть мединцами и мекканцами, т. к. только их присяга (бай‘а) законна и необходима. Если у власти оказался несправедливый правитель или власть его по каким-то обстоятельствам незаконна, то поднимать против него мятеж и пытаться свергнуть его силой недопустимо, т. к. вред от беспорядка, всегда сопровождающего мятеж, больше, чем от тирании или незаконной власти. М. был сторонником свободного волеизъявления (кадар) и считал каждого человека полностью ответственным за свои поступки.
Лит-ра: Абу Захра. Та’рих ал-мазахиб, 2, 177—223; Mahmassani. Falsafat al-tashri, 24—27; J. Schacht. Malik b. Anas. — EI, 3 223—227.
А.С.Боголюбов