МАСДЖИД (мн. ч. масāджид; «место, где совершают земные поклоны») — мечеть, молитвенное здание ислама. Вероятно, восходит к арамейско-набатейскому масгита (с тем же значением), т. к. Мухаммад сначала называл М. все храмы единобожников.
Первая М. была построена вскоре после прибытия Мухаммада в Йасриб (Медина) в селении Куба и представляла собой квадратный двор с навесом вдоль стен, единственный вход был с запада, следовательно, молящиеся, как и в церкви, обращались лицом на восток. В середине 623 г. М. такого же типа была построена в самой Медине рядом с домом Мухаммада, но уже ориентированная с севера на юг, в сторону ал-Ка‘бы (см. ал-кибла). После завоевания Мекки Мухаммадом (630 г.) ал-Ка‘ба с окружающим ее двором также была превращена в М., были лишь выброшены идолы и замазаны росписи. Только ал-Ка‘ба, М. ал-Харам, была в полном смысле слова храмом, священной территорией, остальные, в том числе и главная, мединская, были просто общественными зданиями, в которых совершались моления.
На первых порах к зданию М. не предъявлялось никаких особых требований, кроме отсутствия в нем идолов или живописных изображений, которые могли бы служить объектом поклонения; им могло стать любое здание или просто площадь, способная вместить в пятницу всех молящихся. В Сирии для этой цели иногда использовались церкви, а в Иране — храмы и капища. Поскольку же они не были рассчитаны на такое количество молящихся, то в случае необходимости к ним со стороны, противоположной кибле, пристраивался двор.
В чистом виде М. «дворового типа» сложились во вновь основанных городах-лагерях — Куфе и Басре, где сразу же потребовалось пространство по крайней мере на 20 тыс. человек. Первая М. в Басре, известная нам только по описаниям, сначала была обширной площадью (100×100 м), оконтуренной рвом, с галереей на южной стороне, затем появились галереи и по другим сторонам. Типичный образец М. этого типа—М. в Васите, раскопанная археологами. Обязательным элементом М. был водоем для омовения.
Специфический облик М. складывается к концу VIII в., когда оформляются минарет, максура и михраб. Позже появляются минбар для проповедника и помост (дикка) около него, на котором сидят му’аззины, возглашая второй и третий призывы к молитве уже внутри М. Галерея, а то и весь двор устилались циновками и коврами, в рамадан устраивалась ночная иллюминация. Крупнейшие М. IX в. (Мутаваккилийа в Самарре, Ибн Тулуна в Фустате) имели внешнюю ограду, охватывавшую значительно большую территорию, чем сама М., на которой располагались вспомогательные помещения. Появляются различные реликварии.
Дальнейшее развитие архитектурного облика заключается в выделении центрального нефа по оси киблы, появлении на нем около михраба купола, который с XIV в. наряду с минаретами (число которых увеличивается до двух и даже четырех) становится доминирующим в силуэте, М., и выделении входного портала. Появляющийся в это время в Иране и Средней Азии тип М. с четырьмя айванами (сводчатыми порталами), выходящими во двор, на поперечной и продольной оси, распространяется до Египта, где ввиду стесненности городской застройки двор сжимается до минимума и вместе с площадью айванов приобретает своеобразный крестовидный план.
Наряду с пятничными, соборными М. (джами‘) с первых десятилетий ислама появляются М. квартальные, домашние во дворцах и богатых домах, в караван-сараях, а затем и в мадраса (небольшое закрытое помещение либо зал в общем комплексе здания).
М. занимает особое место в жизни мусульманского общества, являясь не только молитвенным, но и общественным зданием с разнообразными функциями. В первые века ислама соборная М. строилась стена к стене с резиденцией наместника. В ней хранилась казна, объявлялись указы, правители и наместники обращались к народу с политическими речами. В Египте при Фатимидах в соборной М. распределялись икта‘. Повсюду до X—XI вв. в М. кади принимал жалобщиков и вел судебное разбирательство, до появления Мадраса обучение и значительная часть культурной жизни концентрировалась в М. Кроме того, в ней мог переночевать приезжий. Квартальные М. были настоящими мужскими клубами квартала. Женщины допускались к молитве либо в огороженной части, либо в особых изолированных галереях.
Постепенно М. все более обособляется от светских, политических функций. Сначала правитель перестает быть предстоятелем на молитве, его заменяет специальное лицо — имам, затем изгоняется светское времяпрепровождение, даже судебное разбирательство кади в М. объявляется предосудительным. Тем не менее в исламе так и не появилось представления о святости здания М., не выработался обряд освящения, и использование здания для иных целей (если М. заброшена) не считается кощунством. Однако для пребывания в действующей М. требуется ритуальная чистота, молящийся должен быть одет в лучшую одежду, вести себя достойно, не разговаривать громко. Видимо, с конца VIII в. при входе в М. требуется снимать обувь.
Лит-ра: Бартольд. Соч., 6, 537—543; L. Golvin. La mosquée, ses origines, sa morphologie, ses divers fonctions. Son role dans la vie musulmane. P., 1959; J. Pedersen, R. A. Kern, E. Diez. Masdjid.— El, 3, 372—449.
О.Г.Большаков