Маулана Шариф — культовый ансамбль, cуфийский и квартальный центр (братство джахрийа) в Бухаре XVII–XVIII вв. Назван по имени его основателя — признанного теоретика суфизма Маулана Мухаммад-Шарифа б. Мухаммада ал-Хусайни ал-‘Алави ал-Бухари, известного под псевдонимом ал-Маулави (1026/1617 — 1109/1697-98). Со стороны отца Мухаммад-Шариф — потомок Хадрата Имама Мухаммада Хайфийи, со стороны матери — Амира Маййида Акила Кирмани. Духовным наставником (муршид) Мухаммад-Шарифа был Алим Шайх (Хадрат ‘Азизан), затем — Маулана Йусуф Карабаги (ум. в 1054/1644-45 г.). Мухаммад-Шариф имел большое влияние на Аштарханидов: ‘Абд ал-‘Азиз-хана (1055/1645 — 1091/1680), его мурида, и Субхан-кули—хана (1091/1680 — 1114/1702). Последнему Мухаммад-Шариф помогал советами при вторжении хивинского Ануш-хана в пределы Бухарского ханства в 1097/1686 г. Он занимал также должность ахунда мадрасы Кукалдаш (в ансамбле Ляб-и/Лаб-и Хауз).
Мухаммад-Шариф — автор многих сочинений, в том числе: Рисалат ад-даурийа («Послание о периодичности/цикличности»), Рисалат илтизам даурайни мин тасалсул («Послание о необходимости двух периодов/циклов в [исторической] последовательности»), Зубдат ал-афкар («Сливки мыслей»), Мир’ат ал—хака’ик («Зерцало истин»), Газалийат—и Шариф («Газели Шарифа»), Диван—и Шариф («Сборник стихотворений Шарифа») и др.
Ансамбль М. Ш. (общая площадь 918 м2) расположен к юго-западу от мадрасы ‘Абд ал-‘Азиз-хана. Здания из жжёного кирпича располагаются вокруг небольшого двора: вход — с севера, с юга — ханака, с юга и северо-востока — сводчатые худжры мадрасы в один этаж, с запада — мечеть Хваджа ‘Алам-на-расан. Ханака перекрыта высоким одинарным куполом, конструкции которого скрыты ярусами крупных ганчевых (гипсовых) сталактитов. В главном фасаде, обращённом во двор, прорезан вход с порталом и глубокой прямоугольной нишей. В правом крыле портала — худжра. На осях квадратного зала — прямоугольные ниши, в одной из них, втрое глубже остальных и ориентированной на запад, — михраб. После смерти Мухаммад-Шарифа ханака была превращена в фамильный мавзолей. Вероятно, после этого, на рубеже XVII–XVIII вв., к нему была пристроена большая мечеть с плоским перекрытием на восьми колоннах. Перед её северным и южным фасадами устроены глубокие айваны. В южной и западной стенах располагаются входы в полуподземную ‘ушр—хану (для десятидневного уединения) и подземную чилла—хану. В интерьере по периметру зала проходит панель — пояс фигурных арок, в надписях по сторонам ниши михраба нанесена дата последнего ремонта. Тогда же (в 1323/1905-06 г.) была реконструирована дарваза—хана, сбоку от неё возвели куполок азан—ханы.
Архитектурный ансамбль Маулана Шариф в Бухаре: 1) ханака; 2) мадраса; 3) туг; 4) мечеть; 5) ‘ушр—хана; 6) чилла-хана; 7) заложенные двери южного айвана; 8) кладбище; 9) дарваза—хана. План составлен по обмерным чертежам 1973 г. А.Акименко и Е.Лихолетовой, дополнен в 1992 г. И.Глазновой и Е.Некрасовой
Мечеть служила для ежедневных намазов. После пятничных молений здесь совершались громкие радения (зикр-и джахр), а в последние десять дней поста месяца рамадан шайхи и муллы предавались уединению. Желающих было так много, что айваны и зал мечети перегораживали занавесями, образуя множество отдельных кабин. В начале ХХ в. годовой вакфный доход М. Ш. составлял 60 тыс. танга.
В 40–60-х гг. ХХ в. мавзолей использовали под спортивный зал, в худжрах мадрасы проживало несколько семей. К 70-м гг. семьи расселили, отремонтировали худжры, была предпринята попытка выпрямить купол над мавзолеем. В последние годы проводились периодические косметические ремонты зданий ансамбля.
Общий вид некрополя Хваджа ‘Алам-на-расан с юга, слева — портал мадрасы Катта-хваджа, или Чукур. Фото 40-х гг. ХХ в.
Снаружи с юга к ансамблю примыкает кладбище с мазаром Хваджа ‘Алам-на-расан (более старое название квартала), с юго-востока — мадраса Катта-хваджа, или Чукур (мадраса в углублении), отстроенная от имени внука Мухаммад-Шарифа — Катта-хваджи (Ишан ‘Исам ад-дин-хваджа, ум. в 1796 г., братство джахрийа). Здание в один этаж, имеет ломаную конфигурацию плана. Вход в западной стене оформлен скромным порталом. Общая площадь 1216 м2, прямоугольный двор (23×20 м) окружён по периметру 29 худжрами со сводчатыми и купольными перекрытиями. Мечеть отсутствует.
Юго-восточная часть Хисар-и Кадим (Шахристан) Бухары. Фрагмент топографического плана: 1) суфийский ансамбль Маулана Мухаммад Шариф; 2) мадраса Катта-хваджа — внука Маулана Шарифа; 3) фрагмент плана мадрасы Аштар-ханида ‘Абд ал-‘Азиз-хана; 4) мечеть Дикризи; 5) мазар Саййид Бандкушайи
В начале ХХ в. мадраса относилась к категории средних с годовым вакфным доходом 30 тыс. танга.
Лит-ра: СВР ИВ АН Уз, 1954, т. II, 364; Мунши. Муким-ханская история, 149; ал-Бухари. Тухфат аз-заирин, 20; Ремпель. Из истории градостроительства, 227, примеч. 8; М.Н.Нуритдинов. Источники по истории культуры и общественной мысли Средней Азии из фонда ИВ АН УзССР // ОНУз. 1985, № 6, 53–54; фон Кюгельген. Расцвет Накшбандийа-Муджаддидийа, 316; О.А.Сухарева. Квартальная община, 210–212; Е.Некрасова. Ляби (Лаб-и) Хауз // ИТБРИ, т. I, 243–245; она же. Археолого-топографический комментарий // Мухаммад ан-Наршахи. Тарих-и Бухара (История Бухары) / Вступ. ст. Д.Ю.Юсуповой; пер. и примеч. Ш.С.Камолиддина. Таш., 2011, 461–462.
Е.Г.Некрасова