Махр (араб.; тюрк., перс.-тадж. мехр) — норма мусульманского права, обеспечение (денежное или имущественное) жены мужем, устанавливаемое при бракосочетании и остающееся в ее собственности после смерти мужа и при разводе с ним по его инициативе. Термин употребляется как в сфере мусульманского права, так и в обрядовом брачном церемониале. Неустойчивость в понимании содержания понятия М. отразилась в переводе этого термина в различных словарях. Приравнивание М. к калыму или приданому неправомерно: калым— норма обычного права (‘адат), плата за невесту, поступающая в распоряжение ее родителей; приданое— имущество, которое невеста получает от своих родителей при выходе замуж (оно может превосходить по стоимости калым), считающееся ее собственностью, приобретается частично на средства жениха.
Ритуал определения размеров М.— составная часть брачно-свадебного церемониала. В Коране вопросам брака отведено значительное место (суры 2, 4, 24, 60), в том числе говорится и о даровании женам некоего имущества. Конкретные положения мусульманского права о браке опирались на тексты Корана. Основополагающая идея М. в мусульманских источниках общая— это обеспечение жены мужем, однако в деталях отмечаются региональные варианты.
Положения о М., на которые опираются и в Среднеазиатском регионе, содержатся в сочинениях по фикху, например в «ал-Хидайа» Бурхан ад-дина ал-Маргинани (ум. в 1197 г.). Согласно шари‘ату, М. может быть выдан двумя способами: или сразу по заключении брачного договора, или с отсрочкой выплаты. В первом случае обеспечение жены называется М. му‘аджжал (в виде движимой и недвижимой собственности или в деньгах, М.-накд). Во втором случае оно считается в долгу за мужем как М. му‘аджжал, или наси’а, и должно быть выдано женщине при разводе с ней по инициативе мужа или после его смерти.
Размер М. определяют перед церемонией бракосочетания (никох, араб. никах), сразу после получения согласия невесты на брак, и вносят в брачный договор (если таковой составляется). Если размер М. не был оговорен при заключении брака, то его устанавливает в случае нужды (например, при разводе) судья (кади/кази) по местным обычаям.
В случае женитьбы на вдове или на разведенной М. был значительно меньше того, что давали за девушку.
Наделение жены М. было распространено не во всем Среднеазиатско-Казахстанском регионе, а лишь у равнинных узбеков и таджиков, а также уйгуров и главным образом в городах (известен М. и у персов), т.е. там, где к началу XX в. практически был изжит калым. У горных таджиков М. женщине не давали и часто путали его с калымом, называя последний М.
Лит-ра: В.Наливкин и М.Наливкина. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. Казань, 1886, 201-229; Н.А.Кисляков. Наследование и раздел имущества у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1977, 86-96.
Н.П.Лобачева