МУ’АЗ̱З̱ИН («призывающий», «взывающий»; синоним мунади; в Индонезии — модин, билал, тур. азанчи) — муэдзин, человек, провозглашающий азан. М. осуществляет три основные функции: собирает верующих, призывает имама и объявляет о начале богослужения. Эти три обязанности с течением времени претерпели определенную эволюцию. Первоначально М. должен был обойти дома мусульман и собрать их таким образом на молитву. С появлением минарета М. стал возглашать азан оттуда. Поскольку в раннем исламе имамом на молитве в главной мечети являлся сам правитель, то в обязанность М. входило призвать его тогда, когда соберутся верующие. Эта практика сохранялась, по-видимому, до середины VIII в. Для объявления о начале богослужения служит особый призыв — икама, возвещение которого первоначально означало прибытие в мечеть правителя. М. в раннеисламское время считался слугой и помощником правителя.
С течением времени азан усложнился, стал включать в себя формулу исповедания веры (шахада) и сам превратился в род религиозной службы. Соответственно и фигура М. получила новое значение. Сфера его деятельности расширилась. Уже в конце VII в. в Египте М. было вменено в обязанность чтение дополнительных молитв ночью. Кроме этого во второй половине IX в. в специальной комнате М. должны были читать ночью религиозные тексты, во второй половине XII в. при Салах ад-дине М. во время ночного азана стали читать ‘акиду, а с начала XIV в. в пятницу утром с минарета стал исполняться зикр.
У Мухаммада было два М.— сын черной рабыни Билал б. Рабах и маула Абу Бакра Ибн Умм Мактум. Поэтому считалось похвальным иметь при мечетях двух М. Однако в небольших мечетях функции М. зачастую исполнял и исполняет сам имам. Функции М. довольно часто переходили по наследству. При третьем «праведном» халифе ‘Усмане (644—656) М. стали получать жалованье.
В средние века М. образовывали корпорацию, во главе которой стоял ра’ис ал-му’аззинин.
Функции М. не может исполнять ритуально нечистый (см. тахара), пьяный, сумасшедший или женщина. С появлением минаретов теоретически стало считаться предпочтительным, чтобы М. был слепым и не мог заглянуть с высоты в гаремы и во внутренние дворики окружающих мечеть домов. В современных мусульманских странах М. широко используют радиоусилительную аппаратуру.
Лит-ра: Лейн. Нравы, 96—97; Snouck-Hurgronje. Месса, 2, 84—90, 322; J. Pedersen. Masdjid. V. Mu’adhdhin.— El*, 3, 433—435.
Е.А.Резван