МУХ̣ТАСИБ («осуществляющий хисбу») — тот, кто пресекает публичное нарушение норм мусульманской морали и наставляет на путь истинный. Обычно М.—должностное лицо, важнейшая его функция — контроль за торгово-ремесленной деятельностью и поведением людей в общественных местах.
Надзиратели за рынком (‘амил ‘ала ас-сук, вали ‘ала ас-сук) существовали уже при ‘Умаре I, в их обязанности кроме всего прочего входил сбор торговых пошлин, но сведений о контроле за нравственностью не имеется, по существу эти функции в Медине выполнял сам халиф. Видимо, эти надзиратели были аналогами византийских агораномов, несомненно хорошо знакомых аравийским купцам, торговавшим с Византией. М. в подлинном смысле слова появились только при Аббасидах: первое упоминание М. относится к 780 г. (более раннее упоминание — в Васите, сахиб амр би-л-ма‘руф). В Андалусии и Магрибе сохранилось название сахиб ас-сук, употребляемое также в наставлениях по хисбе (термин М. употребляется только в юридической литературе).
М. обычно назначал глава государства, и действовал он параллельно с кади ал-кудат, обладал исполнительной властью, наказывая за нарушения без судебного разбирательства, для чего имел штат стражников. В некоторых наставлениях указывается, что М. должен контролировать и кади. Но обычно он стоял ниже кади в административной иерархии и получал жалованье в несколько раз меньше. В Андалусии М. прямо подчинялся кади, отмечены такие случаи также в Египте и Ираке; даже там, где М. назначался параллельно с кади ал-кудат, кади был в спорных случаях последней инстанцией.
Кроме контроля за нравственностью, качеством товаров, правильностью мер и весов на М. лежало обеспечение города хлебом, в критических случаях назначение предельных цен на него, а также контроль за «техникой безопасности» — степенью загрузки судов, весом поклажи грузчиков и вьючных животных. Иногда на нем лежал надзор за монетным двором (обычно это обязанность кади). В этой разнообразной деятельности ему помогал штат помощников; в египетской столице у М. было два заместителя, для Каира и для Фустата, каждый со своим присутственным местом (маджлис ал-хисба). М. назначал старост (‘ариф, мн. ч. ‘урафа’) каждой профессиональной группы ремесленников и торговцев, которые отвечали перед ним за порядок в делах своих собратьев.
Должность М. с тем же названием была заимствована и некоторыми христианскими государствами (Иерусалимское королевство, Армения).
М. с разным объемюм обязанностей существовали до новейшего времени (например, в Бухаре до 1920 г.).
Лит-ра: П. И. Петров. Бухарский мухтасиб.— ПВ. 1959, 1; А. М. Беленицкий, И. Б. Бентович, О. Г. Большаков. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973, 301—304; О. Г, Большаков. Средневековый город Ближнего Востока: VII — середина XIII в. Социально-экономические отношения. М., 1984, 273—279; Р. Chalmeta Genderon. El «señor del zoco» en España. Madrid, 1973; Cl. Cahen, M. Talbi. Hisba.— EI, NE, 2, 503—510.
О.Г.Большаков