НАК̣ШБАНДӢЙА (тур. некшбендийа) — суфийское братство, получившее это название в конце XIV в. по имени Баха’ ад-дина Накшбанда (1318—1389), который возродил и дополнил рядом положений теории и практики, заимствованных у школы Ахмада ал-Йасави, мистическое учение тарик-и хваджаган, сформулированное ‘Абд ал-Халиком ал-Гидждувани, а также заложил основы организационной структуры Н. Одно из 12 материнских братств, строго суннитское по воззрениям, возводит свою духовную силсила, с одной стороны, к Абу Бакру, а с другой — к ‘Али б. Аби Талибу. Эта генеалогия Н. носит название силсилат аз-захаб («золотая цепь») и означает, что братство соединено с Пророком как духовно (Абу Бакр), так и физически (‘Али б. Аби Талиб).
Начиная с XV в. Н. постепенно превратилась в самое распространенное духовное братство (после ал-кадирийа), функционировавшее на огромной территории от Каира и Боснии до Ганьсу и Суматры и от Поволжья и Северного Кавказа до юга Индии и Хиджаза. Н. дало несколько мощных ветвей, ставших в своих регионах самостоятельными братствами.
Средняя Азия: после смерти Баха’ ад-дина его халифа и преемник ‘Ала’ ад-дин ‘Аттар (ум. в 1400 г.) и особенно ходжа Мухаммад Парса (1345—1420) сыграли основную роль в консолидации Н., расширении его влияния и укреплении организационной структуры. Городское по своей социальной базе братство, тесно связанное с торговыми и ремесленными организациями (обители Н. появились почти во всех крупных и средних городах Мавераннахра), начало распространять свое влияние на кочевые тюркские племена. Пика своего политического и экономического влияния Н. достигло в этот период при ходже ‘Убайдаллахе Ахраре (1404—1490), который, опираясь на поддержку торговых и землевладельческих кругов, активно и умело вмешивался в междоусобицы Тимуридов и в течение сорока лет был фактическим правителем всего региона. Его девиз — «Чтобы исполнять свою духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью» — определил всю дальнейшую социально-политическую (вне зависимости от региона функционирования) активность Н. В принципе деятельность Ходжи Ахрара (с учетом значительной доли социальной демагогии) можно рассматривать как стремление защитить земледельческое и городское население от грабежей и разбоя племенной военно-кочевой знати. В 1500 г. Шибаниды, захватившие власть в Мавераннахре, конфисковали все громадное достояние семьи Ходжи Ахрара (только в Каршинской и Самаркандской областях ей принадлежало более 375 тыс. танабов=свыше 60 тыс. га плодородной земли) и положили конец ее могуществу. Дело Ходжи Ахрара продолжил «величайший владыка» ходжа Ахмад Касани (Фергана), ставший в 1515 г. главой братства (ум. в 1543 или 1549 г.), а затем его преемники бухарские духовные феодалы — джуйбарские шайхи (середина XVI — конец XVII в.), обладавшие серьезной политической властью при Шибанидах и Аштарханидах (Джанидах). Братство сыграло исключительную роль в деле окончательной исламизации Мавераннахра, киргизских родов и казахских племенных объединений, а также населения Восточного Туркестана, где в результате ожесточенной борьбы между двумя ветвями потомков Ахмада Касани — белогорскими и черногорскими ходжами — вся полнота духовной и политической власти перешла в руки первых (конец XVII — середина XVIII в.). Н. действовало в Средней Азии и Поволжье (Казань), куда оно проникло в XVIII в., до 20-х годов XX в. В эти годы оно выступало как активная реакционная сила.
Индия: первая община Н. была основана в Кашмире шайхом Баба Вали к середине XVI в. Активная деятельность братства связывается с именем Ходжи Бакибиллаха (1563—1603), который основал в Дели ханаках Н., и особенно с шайхом Ахмадом Сирхинди (1564—1624). Именно последнему Н. обязано своей широкой популярностью в Индии. Традиционалист-суннит, он энергично выступил против религиозного синкретизма Акбара (1556—1605) и прошиитских настроений Джахангира (1605—1627) с позиций защиты шари‘ата, за что получил прозвание Муджаддид-и алф-и сани («обновитель второго тысячелетия»). Его учение получило название вахдат аш-шухуд и наряду с вахдат ал-вуджуд Ибн ‘Араби, против которого было направлено, широко распространилось по мусульманскому миру среди суфиев.
Ахмад Сирхинди был посвящен в суфии Бакибиллахом в 1598 г. и спустя десять лет основал самостоятельную ветвь Н., названную накшбандийа-муджаддидийа, которая более двух веков являлась одним из ведущих братств и глубоко проникла в духовную, социальную и политическую жизнь индо-мусульманского общества.
Османская Турция: в собственно Турцию первоначально проникла среднеазиатская ветвь Н. Мулла ‘Абдаллах Симави (ум. в 1490 г.) по завершении обучения в стамбульской мадраса, прибыл в Самарканд к Ходже Ахрару и, проведя у него в ученичестве год и удостоившись духовной инициации (руханийа) Баха’ ад-дина Накшбанда в Бухаре, отбыл на родину как халифа Ахрара. Сначала он действовал в Симаве, а затем в Стамбуле, где основал текке Н. На этом посту его сменил другой шайх — Ахмад, прибывший из Бухары, который распространил братство в Анатолии и Румелии, а также основал свою текке в Стамбуле (район Фатих), которая действовала до роспуска братств в 1925 г. Ок. 1630 г. в Йемен и Хиджаз проникает Н.-муджаддидийа, оттуда его члены распространились в Египет. Вторая волна миграции индийского братства связана главным образом с деятельностью ученика ходжи Мухаммад-Ма‘сума (ум. в 1669 г.) — Мухаммад-Мурада ал-Бухари (ум. в 1729 г.), который пропагандировал идеи братства в Хиджазе, Египте, Сирии и Турции. После его смерти в Стамбуле была основана текке мурадийа, ставшая центром индийской ветви. Отсюда усилиями Хусайн-Баба Зукича эта ветвь достигла Боснии, а из Сирии преемники Мухаммад-Мурада распространили влияние Н. в Палестине, где были основаны несколько завийа, в том числе завийа-йи узбакийа в Иерусалиме, которая действовала с начала XVII в. по 1973 г. Активное распространение муджаддидийа в Ираке, Сирии и Курдистане в начале XIX в. связано с деятельностью маулана Халида ал-Багдади (1775—1827), курда из Сулеймании. Отправившись в Индию, он присоединился в Дели к кружку шайха ‘Абдаллаха Дихлави (1809 г.). В 1811 г. он возвращается на родину и организует собственную ветвь халидийа, которая стала синонимом братства Н. в XIX в. в Турции, арабских странах и Курдистане. Эта ветвь пользовалась громадным влиянием среди ‘улама’, многие из них были ее членами, обители (текке) халидийа основывались по всей империи. В Курдистане халидийа играла значительную социально-политическую роль, т. к. функции шайха часто совпадали с функциями главы племени либо лидера конфедерации племен. Халидийа стояла во главе вооруженных восстаний за национальную независимость курдов (1879 г.), а также боролась против любых попыток провести в Турции реформы буржуазного характера (эпоха танзимата и становления республики). Через Хиджаз эта ветвь Н. проникла в Индонезию (1840 г.), Малайзию, на Цейлон, Калимантан и о-ва Сулу, в Мозамбик. Проникнув из Северной Турции на Кавказ, Н. стало там идеологической базой движения «мюридизма» под руководством Шамиля (ум. в 1871 г.). Братство Н., представленное различными ветвями, широко распространилось по Османской империи и активно боролось за влияние с бекташийа и маулавийа. В конце XIX в. только в Стамбуле насчитывалось 52 действующие текке Н. Братство было распущено в Турции в 1925 г., а его деятельность запрещена. В 50-х годах XX в. оживилась деятельность Н. в Стамбуле, что привело к репрессиям со стороны властей. Свои позиции Н. сохраняет на северо-востоке Турции среди курдов.
В Иране общины Н. появились во второй половине XV в. (Исфахан, Казвин, Тебриз). Особую активность проявил в Казвине халифа Ахрара — ‘Али Курд-и мактул, посвятивший в братство многих местных ‘улама’ и факихов. В XVI—XVIII вв. в Иране Н. не действовало. Только в конце XIX в. в Хорасане возникли шиитские группы Н., действующие до настоящего времени.
В основе учения и практики Н. лежат идеи и взгляды Баха’ ад-дина Накшбанда, известные нам только в передаче ходжи Мухаммада Парса и отчасти ‘Ала’ ад-дина ‘Аттара. В принципе эти взгляды оставались едины для всех ветвей Н. (второстепенные отличия в зависимости от времени и региона функционирования не принимаются во внимание). Исключение составил постулат отношения к властям. Со времен Ходжи Ахрара Н. так и осталось единственным братством, которое считало не только допустимым (как, например, сухравардийа), но и обязательным вступать в контакт с властями, чтобы, «завоевав их души», влиять на их политику в отношении народных масс. Отсюда та степень политической активности, которая всегда отличала Н.
Мировоззрение Н. представляет собой соединение и адаптацию двух среднеазиатских линий мистицизма: «умеренного» городского, отраженного в доктринах ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани, — и кочевого «тюркского» — Ахмада ал-Йасави, — сохранившего элементы шаманистских верований тюркских народов. Путь (сулук) Н. состоит из десяти стоянок (макам), которые «ищущий» должен преодолеть, строго придерживаясь при этом одиннадцати принципов поведения члена братства. Основной частью практики Н. является тихий зикр (хафи), т. е. мысленное (сердцем) поминание имени бога, в отличие от громкого (джахр, джали), произносимого вслух, которому отдается предпочтение в подавляющем большинстве братств. Традиция Н. считает, что тихому зикру Пророк обучил Абу Бакра во время их пребывания в пещере. Громкий же зикр Пророк открыл ‘Али, поэтому в ряде общин Н. допускается этот зикр. Другой составной частью обучения Н. является сухба — интимное общение-разговор между наставником и учеником, совершаемое на самом высоком духовном уровне. Наконец, тесная связь между учителем и учеником раскрывается в практике таваджжух — концентрации помыслов каждого из двух партнеров на мысленном образе друг друга, что вначале создает духовный контакт, а затем духовное единство учителя и ученика. Метод психофизических тренировок Н. был сосредоточен не столько на процессе умерщвления плоти и «объездке» плотской души, сколько на духовном очищении и полировке-воспитании сердца.
В Н. не существовало единого, общего для всех центра братства. Мавзолей Баха’ ад-дина — покровителя Н. — был местом поклонения для всех членов братства. Система подчинения в общине и обители ничем не отличалась от других братств. Поскольку Н. отрицает аскетизм, то все «братья» являются суфиями-мирянами, которые совершенно необязательно должны жить в обители.
Инициация происходит после прохождения трехмесячного периода искуса-проверки, во время которого мурид постоянно работает на кухне, исполняя самую грязную работу. В день посвящения он, совершив ритуальный обряд омовения, дает клятву верности шайху, покровителю братства и Пророку, после чего получает разъяснение тихого зикра братства, формулу своего личного тихого зикра, набор молитв в определенном порядке их чтения и устраивает угощение для всех присутствующих. Н. рекомендует принимать женщин в братство, но запрещает сообщать им зикр, если на них нет покрывала.
Тихий зикр строится на чередовании задержек дыхания, вдохов и выдохов в определенном ритме, при строгом соблюдении обязательной позы (джалса) — сидя, скрестив ноги (мурабба‘). Коллективный зикр отправляется раз в неделю под руководством шайха поздно вечером после пятой обязательной молитвы. Каждый день член Н. обязан читать свою молитву — хатм-и хваджаган.
Некоторые ветви Н. имеют эмблему — нарисованный контур сердца с вписанным в него словом «Аллах». Член Н. носит невысокий войлочный колпак (кулах), сшитый обычно из четырех клиньев (в Турции иногда из 18) с вышитыми айатами Корана. Цвет его обычно белый, цвет одежды не регламентируется.
Лит-ра: Рисала-йи кудсийа; Парса. Анис ат-талибин, 168а—227а; Макамат-и хваджа Накшбанд; Djami. Nafahat, 428—474; Рашахат, 20—27, 41—68, 79—90, 206—364; Джалалабади. Тарик, 194—213; Дара Шекух. Сафинат, 716—856; Семенов. Бухарский шейх; Гордлевский. Бахауддин Накшбанд, 376—382; П. П. Иванов. Хозяйство Джуйбарских шейхов: К истории феодального землевладения в Средней Азии в XVI—XVII вв. М.— Л., 1954, 10—17, 48 — 83; Петрушевский. Ислам, 344—345; Демидов. Суфизм, 71 — 74; А. Н. Болдырев. Еще раз к вопросу о Ходжа-Ахраре. — Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. M., 1985, 47—73; Н. Algar. The Naqshbandi order: a preliminary survey of its history and significance. — StI. 1976, 44, 123—152; он же. Bibliographical notes; Molé. Daré Mansour; Rizvi. Muslim revivalist, 176—201; Schimmel. Dimensions, 364—368; Brown. Darwishes, 139—158, Index; Trimingham. Orders, Index; de Yong. Sufi Orders, 167—170; Popovič. Orders.
О. Ф. Акимушкин