Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Панджа

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Панджа (перс.-тадж. «раскрытая ладонь», «пятерня») — медное или железное навершие тугов, устанавливаемых на мазарах «святых». Этот же символ можно встретить среди настенных граффити мечетей, ханака и других сооружений мазаров Средней Азии. Представители различных богослов­ско-правовых школ и внутриконфессиональных групп по-разному толкуют П.: значи­тельная часть суннитского духовенства (в основном ханафиты) считают П. символом пяти устоев (ал-аркан ал-хамса) ислама; другие видят в П. знак единства пророка Мухаммада и его первых четырех халифов; некоторые авторы агиографических сочине­ний конца XVI — начала XX в. придержива­лись мнения, что П. — символ возрожденно­го в братстве (тарика) накшбандийа главно­го принципа преемственности, завещанного Пророком, который оставил четырех хали­фов ; соответственно накшбандийские шайхи будто бы старались назначить своими пре­емниками «четырех главных халифа». Таким образом, П. становится символом шайха–полюса (кутб) и его четырех преемников. Существуют, однако, и другие версии. Хра­нители мазаров накшбандийских шайхов полагают, что П. — символический образ столпов духовной связи (нисбат) братства хваджаган-накшбандийа. Набор имен, одна­ко, варьировался. Так, еще до недавнего времени на мазаре Махдум-и А‘зама (селе­ние Дахбид под Самаркандом) существовал туг с П., на котором были процарапаны име­на: ‘Абд ал-Халик ал-Гидждувани (ум. в 1180 или 1220 г.), Баха’ ад-дин Накшбанд (ум. в 1389 г.), хваджа Мухаммад Парса (ум. в 1420 г.), хваджа ‘Убайд Аллах Ахрар (ум. в 1490 г.) и Махдум-и А‘зам Хваджаги ал- Касани ад-Дахбиди (ум. в 1542 г.).

        Шииты Самарканда (местное название — ирани) уверены, что П. — первый шиитский символ, олицетворяющий «длань истинной веры», в которой пять пальцев соотносятся с Пророком и членами его семьи (его дочь Фатима, зять ‘Али б. Аби Талиб и их дети — ал-Хасан и ал-Хусайн). Эта же идея отраже­на в предании, согласно которому Пророк будто бы перед смертью показал своим близким и асхабам раскрытую ладонь и объ­яснил, что по повелению Аллаха он оставля­ет после себя пять весомых столпов: Коран, дочь Фатиму, ее супруга ‘Али б. Аби Талиба и их двух детей — ал-Хасана и ал-Хусайна.

        Лит-ра: Ахмад б. Джалал ад-дин ал-Касани ад-Дахбиди (Махдум-и А‘зам). Рисала-йи чахар ка­лима // Рук. ИВ АН РУз № 501/УШ, л. 120а-131б; Насир ад-дин ал-Ханафи ал-Бухари. Тухфат аз- за’ирин. Каган, 1904 (литография).

        Б.М.Бабаджанов

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        Теги:
        мазарнакшбандийаханакаханафизмЦентральная АзияШайх
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        НАУРУ́З
        • 19 марта, 2024
        ХУСАЙНИЙА (2)
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        ХИНДУСТАНИ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 25 июля, 2022
        ХВАДЖАГАН
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июля, 2022