Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Пир

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Пир (перс.-тадж. «старец», «наставник», араб, синоним — шайх)— духовный на­ставник, покровитель, «святой». Термин П. распространен не только в Средней Азии, но и далеко за ее пределами (Кавказ, Иран, Аф­ганистан, Пакистан, Индия). В Средней Азии термин П. употреблялся обычно по отношению к духовным наставникам и по­кровителям ремесел.

        1. В трудах суфиев — это муршид, или ишан, т.е. основатели и руководители су­фийских братств или их ответвлений. Титул П. или пир-зода (пир-заде) носили также потомки-преемники основателя суфийского братства. В народе понятие П. используется несколько шире. В отличие от суфийских наставников П. обладал «святостью» незави­симо от того, получил ли он какое-то обра­зование, исповедует ли он учение того или иного братства и исполняет ли он его пред­писания, ведет ли вообще какую-то религи­озную деятельность. Его авторитет и духов­ное главенство предопределялись исключи­тельно происхождением от какого-либо из­вестного духовного лица из числа руководи­телей суфийского братства.

        Принадлежность к последователям того или иного П. воспринималась как едва ли не главное условие принадлежности к исламу. По мнению, широко распространенному среди населения Средней Азии, человек, который не имел своего П., не был мусуль­манином. Считалось, что территория и насе­ление Средней Азии в момент завоевания их арабами-мусульманами были сначала поде­лены между П. — арабскими военачальни­ками для утверждения ислама и наблюдения за исполнением его предписаний, а потом закреплены за их наследниками. Возможно, такое представление связано с институтом клиентов мавла (маула) из числа новообра­щенных неарабов, которым покровительст­вовали первые мусульмане-арабы. Можно предположить, что социальный институт ду­ховного наставничества П. возник как необ­ходимый инструмент прозелитизма в усло­виях длительных контактов с немусульман­ской средой. Со временем этот институт стал отчасти осмысливаться в понятиях су­фийского мировоззрения.

        Связи П. со своими последователями не равнозначны отношениям суфийского на­ставника и его учеников, шуршида и муридов. Последователи могли «дать руку», т.е. принести клятву верности своему наставни­ку, признать себя его муридами. Некоторые категории последователей становились фак­тически рабами П. Вместе с тем последова­тели могли не «давать руки», т.е. не стано­виться муридами, сохраняя при этом духов­ную связь со своим П. В свою очередь П. мог не иметь шуридов, но оставаться при этом «духовным наставником» в силу своего статуса наследника суфийского авторитета.

        В прошлом Средней Азии в каждой семье или роду обязательно кто-то становился муридом наследственного П. Остальные сохра­няли статус обычных последователей. Вме­сте с тем каждый мусульманин, по убежде­нию жителей Средней Азии, раньше имел своего П., который, как правило, «доставал­ся» ему по наследству от отца или от матери. В число последователей того или иного П. вступали целыми кишлаками, родами или племенами. Все города и сельские районы имели своих П.: например, духовным покро­вителем г. Ташкента считался шайх Хавенд-Тахур (ум. в 1455 г.), духовным покровите­лем г. Худжанда/Ходжента — Баде уд-дин Нури, или шайх Маслахат ад-дин (жил во 2-й половине XII — начале XIII в.).

        2. Большинство ремесленных промылов имеют своего духовного покровителя, или П. П. промысла— выдающийся религиоз­ный деятель или мифический персонаж, ко­торый получил от Аллаха знания в том или ином профессиональном занятии и распро­странил эти знания среди людей. Например, все, кто занимается земледелием, поминают первого человека Адама, хлебопеки и повара поминают ангела Джабра’ила (Гавриила), мастера, делающие лодки, — пророка Нуха (Ноя), кузнецы — пророка Да’уда (Давида), ткачи — пророка Идриса (Еноха), строите­ли— пророка Ибрахима (Авраама), брадо­бреи — Салман Пока (Салмана ал-Фариси), сподвижника Мухаммада. Часто отдельные виды одного и того же ремесла имели своих особых П. Например, у музыкантов, играю­щих на духовом инструменте сурнай, духов­ным покровителем считается ангел Исрафил, у музыкантов, играющих на духовом инст­рументе карнай,— пророк Да’уд, у музы­кантов, играющих на ударных инструментах ногора и дул, — Искандар Зу-л-Карнайн (Александр Македонский). У скотоводов П. верблюдов считается Вайс Карани (спод­вижник Пророка Увайс ал-Карани), П. круп­ного рогатого скота и овец— среднеазиат­ские «святые» Зенги-ата и Чупон-ата, по­следователи суфийского братства йасавийа. Существуют «региональные» П.: у мясников Фарганы/Ферганы и Ташкента П. считается Саад Ваккос (сподвижник Мухаммада — Са‘д б. Аби Ваккас), у мясников хваризма/Хорезма, Бухары и Самарканда— некто Джоумард-кассоб («мясник»). Новым видам профессиональной деятельности определяют своих П.: например, духовным покровителем водителей транспорта стал пророк Да’уд.

        П. промысла покровительствует всем, кто занимается его ремеслом. Для достижения успешных результатов в своей профессио­нальной деятельности человек должен обра­щаться к П. промысла с молитвами, совер­шать жертвоприношение. Согласно местным представлениям, мастерская ремесленника пир-хона считается местопребыванием духа П. и обладает целебными свойствами; за непочтительное отношение к ней ремеслен­ник может быть наказан П. болезнями или другими несчастьями.

        Представители некоторых видов деятель­ности принадлежали к определенным про­фессиональным или ремесленным корпора­циям — касабам, членство в которых было доступно лишь тем, кто прошел определен­ное обучение. У такой корпорации, или цеха, имелся свой «устав» — рисоля (араб. рисала), в котором приводилась легенда о воз­никновении данной профессии и говорилось о том, каких норм и правил обязаны при­держиваться члены корпорации. Не реже одного раза в год члены такой корпорации посвящали П. коллективную ритуальную трапезу арвох-и пир («для духа П.») или хид- чикариш («выпускание запаха [жертвенной пищи]»). Существовала практика приноше­ний (назр, назир) потомкам П. со стороны членов корпораций. В частности, такие при­ношения получали от гончаров потомки по­кровителя гончарного дела амира Кулала, суфийского наставника, который жил в XIV в. Одна из обязанностей потомков П. — посвящение учеников (шогирд) в мастера (усто, от араб. устаз).

        Мусульманский характер почитания П. ремесел подвергался сомнению многими богословами. В 1983 г. Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана даже выпустило решение (фатва) «О недозволен­ное™ и вредности дел, совершаемых ново­явленными нелегальными продавцами книг», в котором, в частности, рисоля и рассказан­ные в них истории признавались «вредны­ми» и «недозволенными».

        3. П. на Северо-Восточном Кавказе и в Закавказье— святилище, место паломниче­ства (синонимы зийарат, мазар).

        Лит-ра: Позднее. Дервиши; Лыкошин. Роль дервишей; В.А.Парфентьев. Селение Вуадиль (ста­тистический очерк) // Ежегодник Ферганской об­ласти. Нов. Маргелан, 1904, 3, 82; М.Гаврилов. Рисоля сартовских ремесленников. Таш., 1912; М.С.Андреев. По поводу процесса образования примитивных среднеазиатских древних цехов и цеховых сказаний (рисаля) // Этнография. 1927, 2, 323-326; М.Ф.Гаврилов. О ремесленных цехах в Средней Азии и их статутах рисоля // Известия Среднеазиатского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и приро­ды. Таш., 1928, 223-241; Е.М.Пещерева. Гончар­ное производство Средней Азии. М.-Л., 1959, 311-372; И.М.Джаббаров. Ремесло узбеков юж­ного Хорезма в конце XIX — начале XX в. (исто­рико-этнографический очерк)// Занятия и быт народов Средней Азии. Л., 1971, 121-146; К.Эльчибеков. Общие религиозно-философские и фоль­клорно-мифологические обоснования иерархии духовенства в суфизме и исмаилизме // Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974, 316; О.А.Сухарева. Рисала как исторический источ­ник // Источниковедение и текстология средневе­кового Ближнего и Среднего Востока. М., 1984, 201-215; Бабаджанов. О фетвах САДУМ, 177.

        С.Н.Абашин

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Персоналии
        Теги:
        мазарпаломничествосвятыеСуфизмЦентральная Азия
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ал-Хаджж из России
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        Хусайнийа (2)
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        Хазрат-и Имом
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июля, 2022
        Казахстан
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 18 июля, 2022