Пои (По-йи) Калан («подножие Великого») — архитектурный ансамбль, состоящий из пятничной мечети Калан (XV в., 1514 г.), минарета Арслан-хана (1127-1129), мадрасы Мир-и ‘Араб (1527-1536-37) и мадрасы амира ‘Алим-хана (1914-15). Расположен в центре шахристана, или Хисар-и дарун («Внутренний город»), Бухары.
Первая пятничная мечеть города была основана в 713 г. арабским полководцем Кутайбой б. Муслимом в кухандизе (арк) Бухары на месте языческого храма. В 770 г. между кухандизом и шахристаном отстроили новую мечеть, которая расширялась, разрушалась и вновь отстраивалась на протяжении 350 лет. В первой четверти XII в. караханидский правитель Арслан-хан Мухаммад купил в западной части шахристана большой участок земли, застроенный частными домами, и распорядился перенести на эту территорию пятничную мечеть и минарет. Эта акция закончилась неудачей: недостроенный минарет рухнул и разрушил мечеть. Последнюю восстановили в 1121 г., а минарет, завершенный восемь лет спустя, до сих пор служит вертикальной доминантой на территории исторической части Бухары.
Как показали археологические исследования, под ныне существующей мечетью находятся остатки еще двух, нижняя из них и является постройкой Арслан-хана. В этом здании из жженого кирпича были сложены фундаменты, внешние стены, максура и входная часть. Галереи имели деревянное перекрытие, опиравшееся на колонны, покрытые, по свидетельству современников, прекрасной резьбой. Арслан-хановская мечеть имела те же габариты, что и ныне существующее здание. По-видимому, это была самая большая мечеть в Мавараннахре до постройки в 1399-1404 гг. мечети Биби-Ханум (ханым/хоним) в Самарканде. Вторая мечеть (первая четверть — середина XIV в.), возведенная на месте первой, была того же типа, но целиком кирпичная. Третье, существующее ныне здание мечети было возведено предположительно во время правления амира Улуг-бека. Это грандиозное сооружение (80×130 м), прямоугольное в плане, вытянуто по оси восток-запад. Внешние стены фланкированы на углах башнями. В центре восточного, главного фасада расположен входной портал с пятигранной нишей, перекрытой полукуполом на щитовидных парусах. Боковые фасады мечети, прорезанные узкими световыми отверстиями, имеют по два входа, оформленных небольшими порталами. Задний, западный портал, ориентированный на киблу, отмечен выступом михрабной ниши с двумя небольшими дверными проемами по сторонам, ведущими в хозяйственный двор.
Интерьер мечети — традиционный прямоугольный двор с четырьмя айванами на осях. Вокруг двора располагаются галереи, перекрытые 288 куполами, опирающимися на колонны. С запада продольная ось здания завершается максурой — главным портально-купольным помещением с крестообразным залом, перекрытым массивным двойным куполом. Декор XV в. сохранился на главном здании — максуре. Барабан купола охватывает монументальная кораническая надпись, выполненная почерком куфи из майоликовых синих, голубых и белых плиток. Выше расположены цветочные, эпиграфические бордюры и сталактитовый карниз, собранные из плиток расписной майолики. В этом же стиле декорирован и портал. В интерьере максуры пятигранная михрабная ниша и стены были покрыты панелью из бирюзовых майоликовых плиток в цветочном бордюре.
В 1514 г., во время правления ‘Убайд Аллах-хана (дата — в нише входного портала), был предпринят большой ремонт соборной мечети. В помещении максуры устроили новую михрабную нишу, сохранившуюся до наших дней. Она декорирована эпиграфическим и растительным орнаментом из полихромной наборной мозаики.
В конце коранической надписи — имя мастера-каллиграфа: Байазид ал-Пурани. Полностью реконструируются восточный фасад и облицовка дворовых тимпанов. В их отделке широко применен шлифованный кирпич и терракота, меньше — мозаика. В тимпанах дворовых фасадов размещена повторяющаяся надпись: «Ищите знания на краю земли» (букв. «в Китае»). В 1542 г. в нишу входного портала была вмонтирована мраморная доска с текстом указа от имени ‘Абд ал-‘Азиз-хана об освобождении жителей Бухары от некоторых налогов (надпись выполнена каллиграфом мир шайхом ал-Пурани).
В начале XX в. во дворе мечети перед максурой бухарский мастер (усто, араб. устаз) Ширин Мурадов возвел восьмигранный павильон (над остатками древнего) для мукаббиров.
Минарет Калан, или Арслан-хана, высотой около 50 м, опирается на 10-метровый фундамент. Его слегка сужающийся кверху ствол увенчан большим фонарем. Вход в минарет поднят над землей и соединен узким мостиком с кровлей соборной мечети. Внутри ствола вверх ведет узкая винтовая лестница, перекрытая ступенчатыми стрельчатыми арками. Она освещается пятью небольшими окнами. Лестница выводит в узкую галерею фонаря с 16 арочными проемами, огибающую круглое центральное помещение с купольным перекрытием. Поверху фонарь венчает мощный карниз из пяти рядов терракотовых сталактитов. Ствол минарета «одет» в прочную и нарядную «рубашку» из жженого кирпича и плиток разнообразной формы и рисунка, они уложены в 13 широких орнаментальных поясов с неповторяющимися узорами, в двух из них располагались надписи. Примерно посередине ствола минарета сохранилась полуразрушенная надпись, выполненная почерком куфи. В ней можно разобрать имя — Арслан-хан и остаток от даты поры строительства «пятьсот…». Вторая надпись размещалась в верхней части ствола под фонарем. Она была составлена из крупных терракотовых плит с плоской рельефной куфической надписью, покрытой бирюзовой глазурью и содержавшей дату окончания строительства — 1129 г. При взятии Бухары в 1920 г. войсками под командованием М.Фрунзе во время артиллерийского обстрела прямым попаданием был разрушен сталактитовый карниз. Во время реставрации в 1923 г. строительная надпись под ним была заменена поясом геометрической мозаики.
В первой трети XVI в. к востоку от соборной мечети возводится мадраса, названная по имени строителя Мир-и ‘Араб (‘Абд Аллах ал-‘Араб ал-Йамани ал-Хадрамаути — представитель высшего духовенства, муршид ‘Убайд Аллах-хана). Здания располагаются на одной оси, образуя систему кош.
Мадраса Мир-и ‘Араб приподнята на платформе (высота почти 2 м), с высокой же суфой перед главным фасадом (снесена несколько лет назад во время подготовки к юбилею Бухары), фланкирована на углах массивными башнями (гулдаста). Главный фасад в центре подчеркнут порталом с пятигранной нишей входа, слева и справа к нему примыкают двухъярусные лоджии. Боковые и задний фасады прорезаны многочисленными окнами, закрытыми решетками — панджара. В интерьере продольная ось запад-восток делит здание на две симметричные части. Вход ведет в небольшой вестибюль, из которого устроены входы на лестницы, ведущие на второй этаж, в мечеть, мавзолей и коридоры, выводящие во двор. В мавзолее похоронены основатель мадрасы Мир-и ‘Араб, ‘Убайд Аллах-хан и представители высшей духовной элиты. Закрытый решеткой оконный проем выходит из мавзолея на большую торговую улицу, под ним еще в XVI в. был установлен туг. Прямоугольный, со срезанными углами двор мадрасы обведен двухэтажными жилыми худжрами, по его осям располагаются глубокие айваны, в северо-восточном и юго-восточном углах находятся входы в дарс-хана. Худжры удобно спланированы, часть из них имеет небольшой вестибюль, комнату для жилья и хозяйственное помещение. В их стенах, декорированных росписями, устроены камины, ниши для книг и посуды, у входов — пашнау (поглощающий колодец). В утолщениях стен мадрасы, между этажами и в башнях расположены в 2-3 яруса жилые каморки. Разнообразно декоративное убранство мадрасы. Главный фасад, дворовые порталы, барабаны куполов, тимпаны лоджий, панели мавзолея покрывает ковер эпиграфической, растительной и геометрической полихромной мозаики, составленный из резных глазурованных плиток синего, голубого, белого, желтого и темно-фиолетового цветов. Полукупол восточного дворового портала декорирован ганчем с мозаичными медальонами; цоколи стен, перекрытия входной части покрыты фигурной кладкой из шлифованной терракоты с синей и голубой майоликой. Эпиграфический декор мадрасы представлен цитатами из Корана. На уровне первого этажа, в нише северного дворового портала обозначена мозаичная дата — 937 (1530-31) г., свидетельствующая, вероятно, о завершении строительства и отделки первого этажа мадрасы.
С юга ансамбль замыкает мадраса амира ‘Алим-хана. В XV-XIX вв. на этом месте находилась баня, один из залов которой введен в состав здания. Мадраса вытянута по оси запад-восток, необычна по плану. На продольной оси — портальный вход, за ним — три двора, по сторонам первого симметрично расположены помещения мечети и дарс-хана. Вход во второй, жилой двор также оформлен порталом, по его периметру в два этажа устроены худжры. В восточной части мадрасы — коридор, ведущий в третий, хозяйственный двор (состоял в основном из каркасных помещений, ныне снесен). На порталах мадрасы сохранились строительные надписи, содержащие дату постройки и имена мастеров. В оформлении здания использованы элементы европейского архитектурного стиля: карнизы, полочки, полуколонны, но основные формы мадрасы традиционны.
Здания ансамбля отреставрированы.
Лит-ра: М.Наршахи. История Бухары. Пер. с перс. Н.Лыкашин. Под ред. В.В.Бартольда. Таш., 1897, 63-67; Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. Таш., 1958, 79-82; В.А.Нильсен. Монументальная архитектура Бухарского оазиса. Таш., 1956, 8391; Ю.З.Шваб. К истории строительства мечети Калян в Бухаре. Вопросы развития архитектуры в Узбекистане//Сборник научных трудов. Вып. 185. Таш., 1977, 81 -87; А.К.Богодухов. К истории сложения ансамбля Пои Калян в Бухаре // Архитектура и строительство Узбекистана. 1983, №5, 10-13; неопубликованные исследования автора. Переводы эпиграфики представлены Б.Бабаджановым.
Е.Г.Некрасова