РӮХ̣ — «дух». Синонимом Р. часто выступает термин нафс («душа»). Значения каждого из этих терминов, равно как и соотношения между ними, изменяются в зависимости как от толкования их теми или иными мыслителями, так и от области их применения. В психологическом и психофизиологическом контексте мутакаллимы, как правило, отождествляли два эти понятия, подразумевая под ними начало физической и умственной деятельности человека, — в этом смысле толковался ими «дух», упоминаемый в айатах Корана, где повествуется о сотворении Адама (15:29; 38:72). Фаласифа под Р. подразумевали дух — материальный носитель души, которую они подразделяли на растительную, животную и высшую — разумную. Суфии же эту высшую часть человеческой души называли «духом» (pyx), a остальные части — «душой» (нафс). В мусульманской ангелологии и демонологии, следующей коранической традиции, термин «душа» не употребляется— ангелы и джинны именуются «духами»; в частности, архангел Гавриил (Джабра’ил) называется ар-pyx ал-амин (26:193), рух ал-кудс (16:102/104), а у суфиев также рух ал-илка’. В религиозно-философской метафизике понятиям «дух» и «душа» придается онтологическо-космологический статус. Например, у суфиев рух — синоним «перворазума», «первотворения», именуемого также ар-pyx ал-кудс, ар-pyx ал-мукаддас, ар-pyx ал-кудси, рух ал-арвах, рух Аллах, ар-pyx ал-а‘зам; нафс у фаласифа — одна из ступеней эманации божества, представляющая собой начало движения небесных сфер.
Лит-ра: ат-Таханави. Кашшаф истилахат ал-фунун. Оснабрюк, 1980, 540—549; ал-Хаким. Ал-Му‘джам, 539—546; Абу-л-Бака’. Ал-Куллийат. 2. Дамаск, 1982, 373—376.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев