СА‘Й — бег между холмами ас-Сафа и ал-Марва, один из элементов ‘умры и хаджжа. С. выполняется после тавафа. Есть предположение, что С. был самостоятельным обрядом поклонения идолам Исафу и На’иле, стоявшим на холмах ас-Сафа и ал-Марва. В мусульманской традиции существует несколько версий происхождения С. Согласно одной из них, названные холмы были местом отдыха Адама и Хаввы, в память о чем и совершается С. Согласно другой версии, С. совершал Ибрахим, выполняя обряд поклонения Аллаху. На его пути вставал Иблис, и Ибрахим был вынужден бежать. Наибольшее распространение получила версия о страданиях Хаджар (Агарь) и ее сына Исма‘ила. Пытаясь спасти погибавшего от жажды Исма‘ила, Хаджар сем раз пробежала между ас-Сафа и ал-Марва в поисках воды.
Совершив таваф, паломник выходит из ал-Масджид ал-Харам, ступая с левой ноги, поднимается на холм ас-Сафа, оборачивается лицом к ал-Ка‘бе, обращается к Аллаху с мольбой о милости и с просьбой защитить от несчастий, затем спускается до столба (мил), установленного у подножия холма, от которого бежит до другого столба у ал-Марва, после чего поднимается на этот холм. Там он оборачивается к ал-Ка‘бе, произносит молитву и возвращается на ас-Сафа. С. выполняется семь раз.
Если паломник совершает «малое паломничество» (‘умра), то после С. он выполняет обряд десакрализации и выходит из состояния ихрама. Если же после ‘умры совершается хаджж, то паломник остается в состоянии ихрама до окончания хаджжа. С. считается важным элементом паломничества (рукн ал-хаджж), а его выполнение — необходимым (ваджиб). Однако невыполнение С. не делает паломничество недействительным. Достаточно лишь принести искупительную жертву.
Лит-ра: ал-Газали. Ихйа’. 1, 226; Gaudefroy-Demombynes. Pelerinage, 225—234.
Д. В. Ермаков