САЙЙИД — вождь, господин, глава. В доисламской Аравии — представитель племенной аристократии, вождь племени.
В тексте Корана, отразившем самый ранний период формирования мусульманской религиозной терминологии, С. употребляется как в традиционных доисламских значениях (12:25), в том числе в ряду отрицательно окрашенных социальных терминов (33:67), так и в переосмысленном положительном значении: о Йахйе — «господине (С), воздержанном и пророке из праведников» (3:38/34).
Неустойчивость в употреблении термина С. характерна и для хадисов. Они предписывали, с одной стороны, замену по отношению к человеку термина рабб («господин», «господь») термином С, с другой—сообщали, что Пророк запрещал называть себя С, т. к. С.— только Аллах. При этом в хадисах и в широком употреблении сохранялось традиционное значение термина С, связанное с выражением различных аспектов отношений господства/подчинения в социальной сфере, а также переносное значение (например: С. ал-калам — «образец языка» — о Коране).
Постепенно под влиянием шиитской пропаганды термин С. стал во все возрастающей степени прилагаться к потомкам Пророка (аулад ар-расул), и особенно к той их ветви, которая восходит к внуку Мухаммада ал-Хусайну (см. шариф; ходжа, 2). Они составляли обособленную привилегированную группу в социальной иерархии мусульманского общества и пользовались большим авторитетом среди верующих. В сознании окружающих С. часто отождествляли со «святыми» (аулийа’). К вали-женщинам прилагается термин саййида (ж. р. от С), или ситги (от стяжения формы саййидати — «моя госпожа»).
Термин С. широко использовался в титулатуре мусульманских правителей. Это было связано как с претензией на родство с Пророком (делийские С., бухарские эмиры, хивинские ханы и др.), так и с сохранением в употреблении доисламского значения термина, что проявилось, в частности, во включении термина С. в титулатуру правителей мусульманской Испании X — начала XI в. (С.; ас-саййида ал-кубра, ас-саййида ал-валида — «мать правителя»), в обозначении им шести членов совета старейшин в государстве карматов на Бахрейне (Х в.) и правителей султаната Маскат (с конца XVIII в., причем традиционный термин С. они прилагали к себе перед своими подданными, перед иностранцами именовались султанами).
В ряде мусульманских стран институт С. сохранился и поныне. В Йемене вплоть до последнего времени С. составляли высший слой традиционной социальной иерархии, пользуясь высоким религиозным и политическим авторитетом и выполняя, в частности, функцию третейских судей в племенных спорах.
Слово С. широко употребляется и в нейтральном значении «господин» (например, в выражении йа саййидати ва садати — «Дамы и господа!»).
Лит-ра: MSt, Index; Wensinck. Concordance, 3, 16—18; Lévi-Provençal. Histoire, 2, Index; R. Serjeant. The Sayyids of Hadramaut. L., 1957; А. Семенов. Происхождение термезских сейидов и их древняя усыпальница «Султан-Садат». — Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского Кружка любителей археологии. Таш., 1914, 3—23; Босворт. Династии, указ.; Т. W. Haig. Saiyid. — ShEI, 489.
Е. А. Резван