Т̣АЛА̄К̣ («отпущение», «развод»; перс-тадж. талок, тур. босама) — самый распространенный вид расторжения брака. Этот развод предписывает полное освобождение жены от всех супружеских обязанностей при произнесении мужем особой формулы развода (талак) даже без объяснения причины. При этом за женой сохраняется имущество, полученное ею от мужа (махр), муж обязан содержать ее до окончания срока воздержания (‘идда), после чего она снова может выйти замуж. Если в течение этого времени супруги возобновят отношения, развод становится недействительным.
Но если ‘идда миновала, брак может быть заключен снова только обычным порядком. Если формула развода произнесена трижды, брак может быть возобновлен только после еще одного замужества бывшей жены, когда она получит развод или останется вдовой. Если формула развода была произнесена девять раз, брак не может быть возобновлен ни при каких условиях. Дети остаются с матерью, мальчики до тех пор, пока нуждаются в женском уходе (до 7—8- лет), девочки до времени выхода замуж (до 13 —15 лет). В течение этого срока отец обязан давать им содержание.
Помимо Т. в исламе есть другие виды развода: фасх — развод по инициативе. жены, если муж не выполняет каких-либо условий брачного договора, но признаваемый недействительным в случае достижения примирительного соглашения; хул‘— развод по инициативе жены, после которого брак не может быть возобновлен, при этом жена теряет имущество, полученное ею от мужа (махр), и еще должна выплатить ему компенсацию (‘ивад), которая устанавливается по соглашению или определяется кади; ли‘ан — взаимное проклятие, когда муж обвиняет жену в неверности, но не может этого доказать, а жена обвиняет мужа во лжи и клевете; развод при этом является окончательным, жена теряет свой махр, а муж может не признать ребенка, родившегося после такого развода. Кроме названных существуют еще бытующие, но не признаваемые фикхом виды прекращения супружеских отношений: зихар — когда муж дает понять жене, что она стала для него как сестра или мать, т. е. запретной для брака, и ‘ила’ — когда муж приносит клятву не иметь отношений с женой, но не отпускает ее совсем. В обоих случаях для возобновления брачных отношений необходимо принести покаяние (ал-каффара), а иначе жена имеет право на развод фасх.
В настоящее время весь порядок развода остается бытующей правовой нормой во всех странах ислама, но испытывает сильное влияние местных обычаев и смягчается с ростом общего культурного уровня. На территории СССР Т. и другие виды шариатских разводов законной силы не имеют.
Лит-ра: аш-Шайбани. Ал-Джами‘ ас-сагир, 39—49; Zaid ibn АН. Corpus juris, 206—217; Садр аш-шари‘а. Мухтасар, 69—91; Abu Zahra. Family Law, 148—149; Stem. Marriage, 127—150; J. Schacht. Talak.— ShEI, 564—571.
А.С.Боголюбов