Тукаевы — известная в XIX — начале XX в. среди татар и башкир династия ишанов — религиозных и общественных деятелей из села Стерлибаш Стерлитамакского уезда Оренбургской (с 1865 г. — Уфимской губернии. Основателем ее стал Ни‘мат Аллах (Нигматулла) б. Биктимер б. Тукай б. ас- Слаучи (1772-1844), предки которого переселились в Башкирию из деревни Слауч Малмыжского уезда Казанской губернии. Начальное образование он получил в местных мадрасах, в частности в деревне Мачкара у мударриса Мухаммад-Рахима. В 1801 г. отправился в Бухару, где проучился свыше 10 лет. Там же у шайха Абу Салиха Нийаз-кули ат-Туркмани (ум. в 1821 г.) углубил свои познания в учении и практике братства накшбандийа. В 1813 г. он стал указным муллой и возглавил Стерлибашевскую мадрасу, которую превратил в одно из ведущих учебных заведений края. Он ввел в жизнь местных мусульман некоторые новшества: запретил джиины — ежегодные собрания старейшин и влиятельных представителей мусульманских общин для обсуждения насущных экономических, политических и культурных проблем, празднование Нового года (Навруза), отменил поминание усопших на 3, 7 и 40-й день их смерти, стал практиковать коллективные радения сидя в кругу, на восходе солнца, и многодневные безотлучные моления в священных местах (мечетях и т.д.). В своей мадрасе он с успехом преподавал Коран и его толкование (тафсир), хадисы, мусульманскую догматику и этику. Составил персидско-тюркский словарь (Лугат Ни‘мат Аллах) и написал арабо-тюркскую сравнительную грамматику, служившие для шакирдов учебным пособием. Благодаря огромному авторитету Ни‘мат Аллаха село Стерлибаш превратилось в начале XIX в. в один из главных религиозно-культурных центров края, куда периодически приезжали муфтии — председатели ОМДС Мухамеджан (Мухшммад-джан) Хусаинов и Габдес-салям (‘Абд ас-Салам) Габдрахимов (‘Абд ар-Рахим), влиятельные имамы и ахуны округа, многочисленные муриды, известные поэты (например, ‘Абд ар-Рахман Утыз- Имани, 1752-1835) и даже казахские ханы Джихангир и Ширгазы.
Ни‘мат Аллах был большим любителем и собирателем книг, обладал богатой библиотекой, для пополнения которой не жалел средств, времени и сил (много книг он переписал собственноручно). Будучи сторонником реформаторских идей ‘Абд ан-Насира ал-Курсави, он использовал его труды в учебном процессе, активно занимался воспитанием муридов.
После смерти шайха Ни‘мат Аллаха его дело продолжили сыновья. Особенно яркой личностью был старший из них— Мухаммад-Харис (1810-1870). В 1833-1841 гг. он обучался в Бухаре. После возвращения стал помощником (хальфа, от араб. халифа — «заместитель») учителя, а с 1844 г. — мударрисом Стерлибашевской мадрасы. Он много сделал для улучшения ее материальной базы, предпринял первые попытки расширить традиционную учебную программу. В частности, ввел в ней преподавание русского языка, знание которого считал необходимым и полезным для российских мусульман. С этой целью для школьной библиотеки выписывал из столицы общественнно-поли- тическую газету «Голос». Мухаммад-Харис был муридом бухарского шайха ‘Убайд Аллаха б. Нийаз-кули ат-Туркмани (ум. в 1852 г.), от которого он получил иджаз-нама — разрешение на воспитание муридов, число которых у него на родине было огромным. Будучи еще учащимся (шакирд) в Бухаре, он познакомился с прибывшим туда на учебу Шихаб ад-дином ал-Марджани и оказывал ему помощь в занятиях. После возвращения в Башкирию Мухаммад-Харис принял многие идеи своего ученика по модернизации ислама и его институтов и распространил их среди шакирдов. В 1860 г. он совершил хаджж, откуда привез много книг. Всю жизнь Мухаммад-Харис активно занимался благотворительной деятельностью, открыл в родном селе приют на 40 мест для сирот и бедных, помогал голодающим в годы неурожаев.
Авторитетнейшему в Оренбургском крае шайху царские власти давали дипломатические поручения при продвижении русской государственности в Казахские степи. В 1869 г. за оказанные услуги Александр II пожаловал ему почетное звание тархан. При Мухаммад-Харисе село Стерлибаш по-прежнему оставалось одним из признанных религиозно-духовных центров края — его посещали оренбургские муфтии Габдулвахид (‘Абд ал-Вахид) Сулейманов и Салимгарей Тевкелев, другие религиозные авторитеты.
В должности мударриса и имама шайху Мухаммад-Харису много помогал его брат— Мухаммад-Харрас (1814-1871), также получивший образование в Бухаре (1844— 1854). После него Стерлибашевскую мусульманскую общину и мадрасу возглавляли в разные годы их многочисленные сыновья. Под влиянием идей исламского модернизма, а также буржуазной эволюции российского общества они отказались от воспитания муридов и сосредоточили все силы на проповеднической деятельности в мечети и просветительской работе в мадрасе. По уровню образованности и широте кругозора выделялись махдум Хабибуллах (Хабиб Аллах) (1856-1897) и махдум Мухаммад-Шакир (1862-1932). Первый из них, хотя имел традиционное мусульманское образование (сначала обучался в мадрасе Стерлибаша и Чакмака, а затем, с 1878 по 1884 г., — Бухары и Ургенча), резко выступил против схоластики, господствовавшей в то время в мечетных школах башкир и татар, и поддержал сторонников реформы в религиозных школах. Второй прослушал два курса
Оренбургской татарской учительской школы, написал первое исследование по истории родного села, был депутатом Государственной думы 2-го и 3-го созывов, способствовал становлению политической культуры российских мусульман.
Лит-ра: М.-Ш.Тукаев. История с. Стерлибаш. Казань, 1899 (на татар, яз.); Рида ’ад-дин б. Фахр ад-дин. Асар, 1/9, 77-82; II/15, 504-506, 533; Фархшатов. Народное образование, 18, 58-59.
М.Н.Фархшатов.