Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        ТУРК-И ДЖАНДИ

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 29 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья.
        • 2.
          Литература.
        • 3.
          Авторы.

        Турк-и Джанди («тюрк из Джанда (об­ласть в низовьях Сыр-дарьи)») или хваджа Джанди— бытующее среди коренных жи­телей Бухары просторечное имя имама шайха Ахмада б. Фадла Абу Насра ал-Джанди (X в.), который был учеником при­верженцев известного бухарского суфия Абу Бакра ал-Калабади (ал-Калабази, ум. в 990 или 995 г.). Абу Наср ал-Джанди жил и похоронен в Бухаре, на кладбище, нахо­дившемся в южной части города, посреди городских строений. Квартал, примыкав­ший к кладбищу, назывался его именем — Турк-и Джанди. По опросным данным, шайх считался «святым» (вали), а его моги­ла почиталась как святыня квартала. Про­езжавшие мимо этого мазара всадники спешивались.

        Некрополь Турк-и Джанди находится на южной окраине Бухары, обозначавшейся в VIII(?)-X вв. терминами рабад (араб.) или шахр-и бирун (перс.-тадж., «внешний го­род»), а с XVI в. — хисар-и нау или хисар-и джадид (перс.-тадж., «новый город»). Мав­золей Т. Дж. представлял собой небольшое здание (4,25×4,25 м) из обожженного кирпи­ча, декорированное неполивной резной тер­ракотой и располагавшееся среди домов жи­лого квартала. В начале XI в., с падением династии Саманидов (875-999), Бухара утра­тила статус столицы, что повлекло за собой сокращение обживаемой части города на окраинах. В это время кладбище постепенно осваивало опустевшую территорию вокруг мазара Т. Дж., первые погребения появились в разрушенных помещениях домовладений. В XIII-ХV вв. к мавзолею была пристроена зийарат-хана, в ней располагался священ­ный колодец. В XVI в. был отстроен архи­тектурный ансамбль, сохранившийся до на­ших дней. Монументальным входным пор­талом он обращен на магистральную дорогу, выводящую к воротам города Намазгах (до XI в. — ворота Ибрахима). По сторонам портала устроены худжры с входами в не­большой двор. На противоположной стороне двора над древним мавзолеем и зийарат-ханой возвышается монументальное двухка­мерное здание аналогичного назначения. В резной надписи на двери, установленной во входном портале во время одного из ремон­тов, приводятся дата ее изготовления и, ве­роятно, ремонта ансамбля— 1228/1813 г. и термин, обозначающий назначение по­строек, — саума̒а — обитель отшельников, суфиев (син.: ханака, завийа, текие/такийа).

        К началу XX в. кладбище составляло по площади около 1 га. Со временем толщина слоя некрополя в непосредственной близо­сти от мазара увеличивалась и к первой тре­ти XX в. (когда захоронения на всех древних кладбищах внутри стен Бухары были запре­щены) достигла 8 м (10 слоев захоронений). В 70-х гг. XX в. оно было снесено.

        Во второй половине XX в. здания ансамб­ля фрагментарно реставрировались. Более десяти лет назад во дворе был обновлен туг. В гур-хане мавзолея в уровне фундаментов расчищены остатки древнего мавзолея и захоронения, над останками Т. Дж. установ­лена сагана и рядом — туг. Место поклоне­ния прикрывает занавес — нарда.

         

        Завийа Турк-и Джанди. Вид с севера.
        Фото Е.Г.Некрасовой, вторая половина 90-х гг. XX в.

        Лит-ра: Насир ад-дин. Тухфат, 13; Му̒ин ал-фукара. Мулла-зада, 38-39; Сухарева. Кварталь­ная община, 92; Е.Некрасова. Историческая то­пография южной части Бухары (район некрополя Турк-и Джанди) // Материалы научной конферен­ции, посвященной 60-летию со дня рождения доктора исторических наук Б.Д.Кочнева. Самар­канд, 2000, 110-113; неопубликованные исследо­вания Б.Кочнева, Е.Некрасовой, С.Инютина.

        Б.А.Казаков, Е.Г.Некрасова

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Персоналии
        Теги:
        архитектураИмамШайх
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ТАХАДДИ
        • 5 декабря, 2023
        ТАНЗИЛ
        • 3 июля, 2023
        ХВАДЖАГАН
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июля, 2022
        ХАЗРАТ-И ИМОМ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июля, 2022