УС̣ӮЛ ад-ДӢН («корни, основы веры») — основные догматы ислама. На формирование мусульманской (суннитской и шиитской) догматики сильное влияние оказала му‘тазилитская догматика—первая в исламе система догматов, окончательно сформировавшаяся в первой половине IX в. Подобно пяти «корням» догматической системы му‘тазилитов, суннитские богословы также сформулировали пять основных догматов. Это: 1) учение о единобожии (ат-таухид); 2) вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха (ал-‘адл); 3) признание пророческой миссии Мухаммада и предшествовавших пророков (ан-нубувва); 4) вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир (ал-ма‘ад, или ал-кийама); 5) учение об имамате/халифате. Первые четыре догмата общие для суннитов и шиитов. Вопрос о верховной власти (имамате)—главный предмет расхождения между ними.
В мусульманском богословии У. ад-Д. означает учение об общих принципах веры и его методологию. В богословской литературе термин У. ад-Д., или усул ад-дийана, часто употребляется вместо ‘илм ал-калам как введение в изложение богословской системы. Отсюда названия таких работ, как ал-Ибана ‘ан усул ад-дийана, приписываемая ал-Аш‘ари (ум. в 935 г.), Усул ад-дин фи ‘илм ал-калам ал-Багдади (ум. в 1037 г.) и др. В подобных сочинениях авторы, излагая богословскую систему, подразделяли пять основных догматов ислама на большее число «основ» (усул), каждую из которых они делили, в свою очередь, на «вопросы» (маса’ил), или проблемы. Так, ал-Багдади в упомянутом сочинении описал пятнадцать «основ» веры, подразделив каждую из них также на пятнадцать «вопросов». Аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.) в сочинении Нихайат ал-икдам фи ‘илм ал-калам представил богословскую систему в виде двадцати «основоположений» (кава‘ид).
В высших духовных заведениях стран современного мусульманского Востока (например, в ал-Азхаре) имеются специальные факультеты (куллийат усул ад-дин), где преподают основы богословия и апологетики.
Лит-ра: ал-Багдади. Усул ад-дин; L. Gardet. Din. 5. Usul al-din. — EI, NE, 2, 295—296.
С.М.Прозоров