Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Усул-и джадид

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 29 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Авторы

        Усул-и джадид (араб.-перс., «новый метод»)— звуковой метод обучения грамоте, давший название (джадидийа, джадидизм) реформаторскому движению на рубеже ХIХ–ХХ вв. среди тюркских мусульманских народов Российского Востока. Движение началось в 80-е гг. в сфере школьного образования введением нового метода обучения грамоте в начальных (мектеб, араб. мактаб), средних и высших (мадраса) школах. Сторонников модернизации мусульманских учебных заведений стали называть джадидистами. Постепенно джадидистское движение расширилось, охватило все сферы жизни мусульман и оформилось в мощное общественно-политическое движение. В Башкирии его возглавили либеральные представители национальной интеллигенции (М.Акмулла, З.Расулев, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, X.Усманов, Ф.Карими, З.Камали и др.) и буржуазии (братья Хусайновы и Рамиевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы и др.). Заметный вклад в преобразование школы, культуры и быта мусульман Урало-Поволжья внес крымскотатарский писатель и общественный деятель И.Гаспринский. Джадидисты критиковали религиозный традиционализм, ратовали за развитие просвещения и науки, выступали за издание газет и книг на родном языке, создание профессионального театра, пропагандировали дружбу между народами, отстаивали эволюционный путь развития общества. Будучи проявлением культурного подъема мусульман, джадидизм, однако, встретил яростное сопротивление кадимистов (от араб. кадим — «старый») — сторонников старины, нашедших поддержку у властей. Царское правительство усмотрело в стремлении к национальному самоопределению тюркских народов политический сепаратизм. Но репрессивные меры самодержавия были не в силах остановить естественный процесс обновленческого движения мусульманских народов. Накануне Октябрьской революции джадидисты взяли верх. Особых успехов они достигли в области народного образования. В Уфимской губернии новый метод обучения впервые был введен в мадрасе Усманийа (начало 90-х гг.), в Оренбургской губернии — в мадрасе Хусайнийа. К началу XX в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих учебных заведениях края. В джадидистских школах дети за несколько месяцев выучивались грамоте, на что в традиционных уходило 3 года и более. Старинную арабо-мусульманскую школу джадидисты начали реформировать в национально-светскую. Преподавание постепенно перешло с арабского языка на родной язык учащихся, который также обрел статус учебного предмета, существенно расширилось изучение светских дисциплин. В ново- методных школах был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания, в них появилась школьная мебель (парты, классная доска и т. д.). Лучшие джадидистские школы таким образом приобрели вполне европейский вид.

        Постепенно джадидистское движение все больше политизировалось. После революции 1905 г. в России в лоне этого движения образовались политические партии: Иттифак ал-муслимин («Согласие мусульман») в Поволжье, Милли фирка («Национальная партия») в Крыму, Алаш («Преданность») в Казахстане, Мусават («Равенство») в Азербайджане и т.д. И хотя в целом в этом движении преобладала тенденция к культурно-религиозной автономии мусульманских народов в составе России, часть джадидистов проповедовала пантюркистские и панисламистские идеи. С установлением советской власти в джадидистском движении произошло размежевание: одни активно боролись против большевиков (в Средней Азии, на Кавказе), другие поддерживали новую власть и заняли руководящие посты в советских и партийных органах.

        Лит-ра: Валидов. Очерк, [5-13]; 74–80; Р.И.Нафигов. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. Казань, 1964; А.Х.Вильданов, Г.С.Кунафин. Башкирские просветители-демократы XIX в. М., 1981; Фархшатов. Народное образование.

        А.Х.Вильданов, М.Н.Фархшатов

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Религиозные и философские течения
        Теги:
        джадидизмкадимизммактабмедресе
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        Пои (По-йи) Калан
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 13 января, 2023
        Хусайнийа (1)
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 10 октября, 2022
        Худжра
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 25 июля, 2022
        Шамаил
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 15 июля, 2022