ФАЙ’ («возвращение») — все, что мусульмане получают от иноверцев мирным путем: все виды налогов и выморочное имущество. Термин восходит к кораническому выражению «ма афа’а Аллаху ‘ала расулихи минхум» («то, что Аллах возвратил от них Своему посланнику»*, 59:6), которым пояснялось, что добыча, доставшаяся без боя («из-за которой не гнали в бой ни коней, ни верблюдов» *), дарована Мухаммаду (возвращена от недостойных владельцев) и он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.
В период завоеваний Ф. называли добычу, захваченную не на поле боя (например, богатства сасанидских царей и знати, брошенные в Ктесифоне). Из Ф., как из всякой добычи, выделялся хумс, а остальное делилось между всеми воинами. Положение изменилось с введением жалованья и регулярного сбора налогов. Уже в конце VIII в. богословы понимали под Ф. прежде всего налоги с иноверцев (Абу Йусуф прямо пишет: «…а фай’ по-нашему — харадж»). На этом основании харадж и джизйа рассматривались ими как выкуп за жизнь и право пользоваться землей, являющейся добычей всех мусульман (в отличие от заката и хумса). Это теоретическое пщлложение не отменяло представления о Ф. как об особой форме добычи, поэтому некоторые авторитеты (например, ал-Маварди и ал-Газали) полагали, что из него также должен выделяться хумс (хотя, естественно, ни о каком хумсе из хараджа или джизии не могло быть и речи).
Для фискальной практики понятие Ф., созданное теоретиками для объявления права взимания джизии и хараджа, не имело никакого значения.
Лит-ра: Иахйа б. Адам. Ал-Харадж. 2 — 10; Абу ‘Убайд. Ал-Амвал, 16—21; ал-Маварди. Ал-Ахкам, 217—245; ал-Газали. Ал-Ваджиз, I, 288—290.
О.Г.Большаков