Фахретдинов, Ризаэтдин (Риза Кази, Рида’ ад-дин б. Фахр ад-дин б. Сайф ад-дин, 1859–1936), — известный татаро—башкирский религиозный и общественный деятель, богослов, историк, писатель и журналист. Родился в Самарской губернии в семье муллы. Начальное образование получил в мадрасе своего отца, затем многие годы проучился в мадрасе мударриса ‘Абд ал-Фаттаха б. ‘Абд ал-Каййума (1829–1891) в деревне Нижние Шелчелы (в 15 км от его родной деревни Кичучат). В последние годы учебы одновременно преподавал, тогда же заинтересовался творчеством зачинателей мусульманской реформации ‘Абд ан-Насира ал-Курсави, Шихаб ад-дина ал-Марджани, Джамал ад-дина ал-Афгани, Мухаммада ‘Абду, выписывал и внимательно изучал газету Тарджуман («Переводчик»), которую с 1883 г. издавал в Бахчисарае Исмаил-бей Гаспринский, написал на языке, близком к разговорному татарскому, четыре учебно-методические книги по арабскому языку, мусульманскому праву и этике, которые были опубликованы в 1887-1888 гг. в Казани и сразу же привлекли внимание местного образованного общества. В 1889 г. Ф. Р. был избран имамом в деревне Ильбак. В 1891 г. назначен заседателем (кади) Оренбургского магометанского духовного собрания и переехал в г. Уфу, где получил широкие возможности для приобщения к мировой культуре путем самообразования, научной, учебно-методической и писательской деятельности. На рубеже XIX–XX вв. увидели свет десятки его оригинальных сочинений на татарском языке по богословию, истории, этике. Научная и литературная деятельность Ф. Р. была разнообразной, но наибольший интерес он проявил к историко-биографическому жанру. В этом жанре написан его многотомный труд Асар («Памятники», изданы первые два тома: Казань-Оренбург, 1900–1908), в котором он в хронологическом порядке изложил биографии замечательных мусульманских деятелей России, сопроводив их критическими замечаниями по богословским и историческим вопросам. В этом же жанре написаны (изданы в шести частях: Оренбург, 1906) критические биографии выдающихся мыслителей средневекового ислама («Замечательные люди») — Ибн Рушда, Абу-л-‘Ала’ ал-Ма‘арри, Ибн Таймии, ал-Газали. Отдельное сочинение он посвятил биографиям выдающихся женщин мусульманского мира прошлого и нового времени — «Знаменитые женщины» (Оренбург, 1903). Среди богословских сочинений Ф. Р. — «Религиозные и общественные проблемы» (Оренбург, 1914), «Комментарий к изречениям Пророка» (Оренбург, 1910), «Святые и чудеса» (не издано), в котором автор категорически отрицал чудеса «святых» и допускал исключительно «пророческие чудеса». Кроме того, Ф. Р. написал два художественных произведения — «Салима, или Целомудрие» (Казань, 1899) и «Асма, или Проступок и наказание» (Оренбург, 1903), которые оказали заметное влияние на пробуждение и формирование общественного и национального самосознания мусульман Российского Востока.
В годы работы в Духовном собрании Ф. Р. привел в порядок богатейший архив этого учреждения, положил начало археографической обработке его фондов и публикации наиболее ценных документов, в результате чего были спасены и стали достоянием общественности уникальные материалы по истории и культуре тюркских народов страны. К началу XX в. Ф. Р. стал одним из ведущих идеологов мусульманской модернизации в России. Он доказательно и страстно выступал за «очищение» ислама, творческое освоение сути его учения главным образом на основе Корана и хадисов, духовное раскрепощение мусульман, равноправие женщин, решительно критиковал религиозный догматизм, фанатизм, схоластику, противопоставление религий и культур, призывал провести коренную реформу системы семейного и школьного воспитания и образования. Стремясь к активной общественно-политической и свободной научной деятельности в условиях начавшейся первой русской революции, Ф. Р. отказался от должности кади и в 1906 г. переехал в г. Оренбург, где два года проработал заместителем редактора газеты Вакыт («Время»), основанной известными татарскими меценатами и общественными деятелями, золотопромышленниками братьями М.-Ш. и М.-З. Рамиевыми. В течение 10 лет (с 1908 г.) Ф. Р. был редактором выходившего один раз в две недели общественно-публицистического и литературно-исторического журнала Шура («Совет»). Одновременно (в 1908–1910 гг.) он служил мударрисом в мадрасе Хусайнийа, где преподавал хадисоведение и активно занимался научной деятельностью. Он провел специальные исследования о насущных религиозных и общественных проблемах российских мусульман, религиозной политике царского правительства на окраинах империи. В его трудах выявлены и проанализированы основные черты и направления развития арабо- и тюрко-мусульманской цивилизаций, показан их вклад в сокровищницу мировой культуры, освещены вопросы функционирования и эволюции ислама как религиозного учения и практики в условиях все ускоряющегося научно-технического прогресса. В целом Ф. Р. высоко оценивал достижения и творческие возможности мусульманского культурного ареала, твердо верил в поступательное развитие Востока на основе синтеза ислама как «религии высшей морали» и науки, выступал убежденным сторонником демократизации всех сфер общественной жизни России, в том числе религиозной. За это власти обвинили его в панисламизме, подвергли преследованиям (в 1908 г. был наложен арест на его книгу «Правительственные мероприятия, касающиеся мусульман» [Т. 2], в 1914 г. — на книгу «Ахмед-Мидхат эфенди», в 1915 г. — на книгу «Религиозные и общественные проблемы»), а некоторые муллы развернули кампанию по дискредитации и моральному давлению на передового мыслителя. Октябрьская революция круто повернула жизнь Ф. Р. Оставшись после закрытия к началу 1918 г. журнала Шура без средств к существованию, он вынужден был согласиться повторно занять должность заседателя муфтийат и вернуться в Уфу. После смерти муфтия Галимджана Баруди он в конце 1921 г. стал исполнять его обязанности. В 1923 г. Ф. Р. официально был избран председателем (муфтием) Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири (правопреемника Оренбургского магометанского духовного собрания), в дальнейшем неоднократно переизбирался на этот высший пост в мусульманской духовной иерархии. В условиях идеологического и морального давления атеистического государства, материальных лишений и политических репрессий Ф. Р. как муфтий много сделал для сохранения мусульманских культурных традиций и ценностей, а также практики ислама в СССР. В 1926 г. он возглавлял делегацию советских мусульман на первом Всемирном конгрессе мусульман в Саудовской Аравии. Не прекращалась и научная его деятельность. В 1930-е гг. он привел в порядок свой богатейший архив (сейчас основная его часть хранится в Научном архиве Уфимского научного центра РАН — ф. 7, а другая часть — в Научном архиве Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН — ф. 131), написал ряд исторических и богословских трудов, которые, однако, остались неопубликованными. В последние годы творчества под влиянием жизненных невзгод, полного торжества крайне радикальных идей в стране в сочинениях ученого все больше стали проявляться пессимистические нотки, преувеличение «спасительной» роли ислама в общественной жизни, идеализация Востока и противопоставление его Западу, отрицание культурного диалога между мусульманами и представителями других конфессий. Тем не менее его научный авторитет оставался по-прежнему высоким, свидетельством чего служит, в частности, приглашение Президиума АН СССР в 1925 г. Ф. Р. участвовать в качестве почетного гостя в юбилейных торжествах, посвященных 200-летию Академии наук страны.
Ф. Р. похоронен на мусульманском кладбище г. Уфы.
Лит-ра: Валидов. Очерк, 109–112, [182–184]; М.А.Усманов. Противоречивый представитель сложной эпохи // Казан утлары. Казань, 1984, № 1, 142–157 (на татар, яз.); Р.А.Утябаев. В его трудах — дух народа // Агидель. Уфа, 1984, № 1, 114–121 (на башк. яз.); Творчество Ризы Фахретдинова: Исследования, материалы. Уфа, 1988; Ф.Н.Баишев. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа, 1996; Г.Б.Хусаинов. Ризаэтдин бин Фахретдин: Историко-биографическая книга. Уфа, 1997 (на башк. яз.); Mahmud Tahir. Risaeddin Fahreddin // Central Asian Survey. L., 1989, No 8(1), 111–115; Rorlich Azade-Ayshe. The Volga Tatars: A Profile in National Resilience. Stanford, 1986, 53–55.
М.Н.Фархшатов