ФИР‘АУН — коранический персонаж, Фараон, имя царя Египта, к которому Аллах послал проповедовать Мусу. Называется также Ф. зу-л-аутад: (38:12/11; 89:10/9) — «обладатель кольев [палатки], опор», т. е. обладатель каких-то прочных строений (может быть, башни до небес, пирамид). В Коране — жестокий тиран, обожествлявший самого себя и не поверивший Мусе, который был в младенчестве найден и воспитан женой Ф. Приказал своему вельможе Хаману построить башню до небес, чтобы доказать, что никакого Аллаха там не существует. Преследовал верующих, особо — иудеев. Во главе войска погнался за Мусой и его соплеменниками, когда они хотели уйти из Египта, но был потоплен водами моря. В последний момент раскаялся и по воле Аллаха был вынесен волнами на берег. Последний эпизод двояко трактовался комментаторами: и как помилование раскаявшегося Ф., и как отказ помиловать его и спасение только мертвого тела. Комментаторы Корана знают о существовании других Ф., о том, что это и имя и титул всех царей Египта, в послекоранических преданиях подробно описываются жестокости Ф., в частности казнь уверовавших в Аллаха его жены, племянника, приближенных, египетских колдунов. Согласно комментаторам Корана, после возведения башни Ф. стал с ее вершины стрелять из лука в небо. Стрелы падали окровавленными. Затем появился Джибрил и разметал башню. В мусульманской богословской и художественной литературе образ Ф. употребляется весьма часто как пример высшей степени неверия (обожествление самого себя) и тирании.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 444—-487: он же. Тафсир, 9, 4—32; ал-Мас‘уди. Мурудж, 1, 92—93; ас-Са’лаби. Кисас, 103—112: ал-Киса’и. Кисас, 195—199; Ибн ‘Араби. Фусус, 1, 209; Horovitz. Untersuchungen, 130—131; Speyer. Erzahlungen. 239—291; D. Kiinstlinger. Die «Frau Farao» im Koram.—RO. 1934, 19, 281—295; A. J. Wensinck, (G, Vajda). Fir‘awn.— EI, NE, 2. 917—918.
М.Б.Пиотровский