Х̱АЙР — благо, добро. В мусульманской религиозной, теологической и философской мысли X.— этическая и метафизическая категория, соотносимая со злом — шарр. В этическом их значении синонимами этих терминов выступают слова с этической коннотацией — джамил или хасан (прекрасное) и кабих (безобразное). В фикхе добро трактуется как то, к чему шари‘ат предписывает стремиться, а зло — как то, чего он призывает избегать. В метафизическом контексте у фаласифа и части суфиев как благо (или как чистое благо — X. махд) характеризуется бытие (вуджуд), а как зло (или как чистое зло — шарр махд) — небытие (адам). В философской и теологической мысли доминирующим было представление, что в мире больше блага, чем зла, и что бог является причиной только блага.
Лит-ра: М. Й. Муса. Фалсафат ал-ахлак фи-л-ислам. 3-е изд. Каир, 1963; М. Фахри. Ал-Фикр ал-ахлаки ал-‘араби. 1—2. Бейрут, 1978—1979; J. М. Donaldson. Studies in Muslim Ethics. L., 1963.
T.К.Ибрагим, А.В.Сагадеев