Х̱АЛВАТӢЙА (тур. халветийа) — суфийское братство, сложившееся в конце XIV в. в Северо-Западном Иране, традиционно входит в число 12 материнских братств, возводит духовную силсила к ‘Али б. Аби Талибу через Джунайда ал-Багдади, разделяя положения его мистического учения. Братство возникло и функционировало первоначально среди тюркского населения, восприняв некоторые идеи среднеазиатской тюркской школы мистицизма (Ахмад ал-Йасави) и испытав сильное влияние традиций маламатийа и каландарийа. X.— суннитское братство, хотя первоначально его учение было тесно связано с шиизмом (имамиты). X. дало начало более чем 50 самостоятельным ветвям и братствам.
Согласно традиции X., основателем братства был Захир ад-дин ‘Умар ал-Халвати (родом из Гиляна, ум. в Тебризе в 1397 г.) — кутб и 21-е звено силсила X. Он сформулировал свод правил для своих последователей, основанный на строгом индивидуальном аскетизме (зухд) и суровом затворничестве (халва), и обосновал практику 12-дневного поста (по числу имамов). Та же традиция отмечает саййида Джалал ад-дина Йахйу аш-Ширвани ал-Бакуви (род. в Шемахе, ум. в Баку в 1464 г.) «вторым наставником» (пир-и сани). При нем и его преемнике Насир ад-дине Деде ‘Умаре ал-Айдини (ум. в Тебризе в 1486 г.) X. завоевало прочные позиции при дворах династий Кара- и Ак-Коюнлу в Тебризе. С 10-х годов XV в. X. проникло в Турцию. Турецкое завоевание привело к распространению X. в арабских странах, где оно функционировало в виде чисто арабских братств. В XVIII в. X. обосновалось на Балканах. Зенита своего могущества X. достигло в Османской империи в правление Сулеймана I (1520—1566) и Селима II (1566—1574), когда многие представители высшей администрации оказывали братству всемерную поддержку. Несмотря на сходство мировоззрения X. и представителей династии Сефевидов, вскоре после прихода к власти этой династии (1502 г.) братство было вытеснено из Ирана. Период упадка X. в XVII в. сменился бурным ростом влияния и появления новых ветвей в XVIII в. по всей Османской империи благодаря деятельности выходца из Дамаска Мустафы Камал ад-дина ал-Бакри (1688— 1749). Этот подъем не затухал в течение XIX — начала XX в. В 1925 г. турецкое правительство распустило братство. В настоящее время X. сохраняет прочные позиции в Египте, где действует не менее 20 ветвей-братств X., часть из которых в 20—30-е годы наладила политические контакты с буржуазно-националистической партией «Вафд». В Алжире ветвь X.— рахманийа — в 1950 г. насчитывала 230 тыс. членов. Различные группы и ветви X. действуют в Судане (например, самманийа, даумийа), в Ливане (Бейрут и Триполи), Сирии (джунайдийа в Халебе и Дамаске); до 1967 г. X. официально действовало в Албании; в Югославии функционируют текке ветвей карабашийа, синанийа, меламийа, деятельность которых направляется Советом дарвишских сообществ СФРЮ, образованным в ноябре 1974 г.
Только при первых шести руководителях X. было братством с единой организационной структурой и централизованной системой руководства (главная обитель — ханаках Баг-и шамал в Тебризе). Впоследствии оно стало братством, объединившим под своим названием самостоятельные ветви, ответвления и линии, действовавшие как отдельные братства, а также общины (та’ифа), каждая из которых имела свою силсила, пира-основателя, центральную обитель и вместе с тем сходные доктрины, а также практику и сопутствующий ритуал, с частными отличиями.
Под воздействием чисто политических причин (ветви X. обрели покровительство Османского государства) с течением времени учение X. претерпело кардинальные (по крайней мере внешне) изменения, став суннитским. Но. шиизм, видимо, сохранился в форме тайного учения (признание постулата вилайа, особой роли ‘Али и т. д.). Вместе с тем из силсила братства было изъято пять звеньев — имамы, стоявшие между Ма‘руфом ал-Кархи и Да’удом ат-Та’и.
Братство X. испытало на себе влияние учения Ибн ‘Араби вахдат ал-вуджуд, отношение к которому менялось в зависимости от эпохи и региона даже в одной и той же ветви. Основу учения X. составляют: джу‘ (добровольное голодание), самт (молчание), сахар (бодрствование), и‘тизал (уединение), зикр, фикр (медитация), рабт (связь между сердцем мурида и сердцем шайха) и постоянная ритуальная чистота. Некоторые ветви признают только четыре первых положения. Особое внимание. уделяется обязательному периодическому уединению мурида (равно как и дарвиша) — халва — и скрупулезному исполнению его предписаний. Сроки халва варьируются от самого короткого—в три дня до самого длинного—в сорок. Поведение мурида до, во время и после периода халва регламентировано до мелочей. Путь X. состоит из семи стоянок (макам), каждой из которых соответствует зикр одного из семи слов, входящих в формулу: ат-тахлил, Аллах, хува, ал-хайй, ал-хакк, ал-каййум, ал-каххар (как и у ал-кадирийа). Считается, что первые четыре мурид может постигнуть своими силами, остальные три даруются свыше. В X., как и в ал-кубравийа, уделялось исключительное внимание толкованию снов (та‘бир ар-ру’йа), виденных муридом после отправления им упражнений личного зикра в аскетическом уединении (халва), а также тех видений, которые почудились ему при исполнении зикра в состоянии уединения (халва). Ряд ветвей X. видят в этом основу (мадар), на которой держится весь путь мистического познания братства. Столь же значительное внимание уделяется всеми ветвями чтению особой молитвы X.— Вирд ас-саттар, составленной 5-м пиром X. Йахйей аш-Ширвани (ум. в 1464 г.), которая громко читается на общем собрании общины.
Организационная структура X. и его ветвей в общем напоминает структуру других суфийских братств, имея вместе с тем свои особенности в зависимости от региона функционирования: в Османской империи глава каждой ветви (шайх ас-саджжада, пустнишин, баба) X. сам был (либо считался) халифа ее основателя, на местах он имел своих представителей (на’иб), в подчинении у которых находились главы (мукаддам) местных общин. Должность главы ветви (обители) была наследственной, но в сирийских ветвях — выборной; в крупных ветвях X. он назначает своих халифа и на’ибов в разные части страны, а они от его имени контролируют деятельность местных обителей и общин. В Египте и Сирии в обителях X. был учрежден пост вакила, ведавшего административно-финансовыми делами. В Сирии же существовал пост накиба, который следил за музыкальным сопровождением во время радений (хадра, сама’). Инициация в X. была двухступенчатая, новитат (хилла) длился от 6 до 12 месяцев. Ограничений на прием в X. не было, исключение составляла ветвь ахмадийа (Алжир), которая не разрешала принимать неграмотных.
Отличительный элемент одежды члена братства X.— четырехугольный колпак преимущественно зеленого или черного цвета.
Лит-ра: Карбала’и. Раузат, 1, 472—476, 601—605; Brown. Darvishes, 449—452; Н. J. Kissling. Aus der Geschichte des Chalvetijje Ordens.— ZDMG, 1953, 103/2, 233 — 289: de Yong. Sufi Orders, 164—165; Gilsenan. Trajectories, 198; Popovič. Orders, 245 — 246; Trimingham. Orders, Index; F. de Yong. Khalwatiyya. — EI, NE, 4, 991—993.
О.Ф.Акимушкин