Х̱АЛӢФА (мн. ч. х̱ула̄фа’; «заместитель») — 1. Халиф, глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха. В Коране X. названы Адам и Да’уд (2:30/28; 38:26/25) как наместники Аллаха на земле. Терминологическое значение слово X. приобрело после избрания Абу Бакра главой (амир) общины. Второго X., ‘Умара, сначала называли халифом халифа посланника Аллаха, но затем это громоздкое обращение было заменено первоначальной формой или титулом амир ал-му’минин («повелитель верующих»).
Первых четырех халифов из числа ближайших сподвижников Мухаммада (Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али), выбранных по воле мусульманской общины (вернее, узкой верхушки мухаджиров), сунниты считают «праведными халифами» (ал-хулафа’ ар-рашидун), их образ жизни и поступки — примером и составной частью сунны. Шииты считают первых трех узурпаторами, лишившими власти единственного законного и праведного X.— ‘Али; хариджиты, напротив, исключали ‘Али из их числа (как и ‘Усмана).
Х. в глазах ранних мусульман не был носителем божественного откровения, а лишь «повелителем верующих», призванным заботиться о соблюдении установлений Корана и заветов Мухаммада. Первой попыткой превращения власти халифа в наследственную было признание шиитами преемником ‘Али его сына ал-Хасана. Воцарение Му‘авии, с точки зрения большинства общины, не было узурпацией власти X., поскольку оно эту власть признало. Новшеством явилась присяга наследнику при жизни Му‘авии, но утверждение принципа наследственности халифской власти не означало изменения ее характера.
Изменения намечаются при последних Омейядах, которые стали называть себя не халифа расул Аллах («заместитель посланника Аллаха»), а халифа Аллах («заместитель Аллаха»), порывая с прежними демократическими представлениями о власти X., олицетворяющей волю общины. В борьбе шиитской оппозиции рождается представление о Х.-имаме, наделенном Аллахом особым «знанием», которым удостоен только род Мухаммада, продолжающийся через ‘Али и его потомков. Несмотря на противоречия между различными течениями шиизма и между шиитами и суннитами, большинство мусульманской общины признавало, что X. может быть только человек из рода хашим (лишь хариджиты придерживались мнения, что им может стать любой достойный мусульманин). Именно этим обосновывали свои права на халифат Аббасиды. Однако, несмотря на родство Аббасидов с Пророком, их власть, вопреки бытующим среди многих историков представлениям, не была теократической: за ними не признавалась исключительная способность контакта с божеством, и передача власти была светским политическим актом без обряда передачи благодати. Они не имели права вносить изменения в шари‘ат или исключительного права его толкования (оно принадлежало факихам). Их законодательные акты признавались лишь административными распоряжениями, но они могли санкционировать то или иное учение, как сделал ал-Ма’мун (813—833), объявивший учение му‘тазилитов единственно верным, или ал-Кадир (991 — 1031), утвердивший официальный символ веры суннизма.
С середины IX в. халифы утрачивают политическую власть над основной частью мусульманских владений и X, постепенно становится в большей, чем прежде, степени духовным главой мусульманского мира: все фактически независимые правители признают духовный суверенитет X., как вассалы упоминают имя X. в хутбе первым, чеканят его на монетах. Буиды-шииты, лишившие X. всякой политической власти, тем не менее также признавали их превосходство как духовных вождей мусульман.
В то же время мусульманский мир оказывается перед необходимостью признавать одновременно три династии X.— Аббасидов, Фатимидов и Омейядов Испании, что расшатывало прежнюю видимость единства мусульманского мира, объединяемого духовным главенством X. Лишь с 1171 г. Аббасиды снова становятся единственными X.
Длительный период отсутствия единства и политическая слабость Аббасидов привели к появлению представления, что X. должны заниматься только делами веры, не вмешиваясь в земные дела (см. султан). Сами X. упорно боролись за свою политическую власть.
Представление о духовном сюзеренитете X. не было поколеблено даже уничтожением монголами последних Аббасидов. Почти сразу же мамлюкские султаны нашли какого-то дальнего отпрыска Аббасидов и признали его X., чтобы поднять авторитет своей власти инвеститурой от этой марионетки.
Османские султаны после завоевания Египта также признали этих X., но вскоре, перевезя последнего из них в Стамбул, отказались от мысли поддерживать идею халифата. Лишь позже, в XVIII в., появилась легенда о передаче последним египетским Аббасидом халифата султану Селиму, которую усердно использовали турецкие панисламисты в начале XX в.
Лит-ра: Бартольд. Соч., 6, 17 — 78; Тверитинова. Версия; П. А. Грязневич. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе. — Ислам, 161 — 174; он же. Ислам и государство. — Там же, 189—203; М. Б. Пиотровский. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама. — Там же, 17.5—188; Прозоров. Доктрина; Н. A. R. Gibb. The evolution of government in early islam. — Stl. 1955, 4, 5—17; E. Tyan. Institutions du droit publique musulman. 1. Le califat; 2. Le califat et sultanat. P., 1954—1957; Laimbton. State; P. Crone, M. Hinds. God’s Caliph: Religious Authority in the First Centuries of Islam. Cambridge, London. New York, 1986; D. Sourdel. A. K. S. Lambton. Khalifa.—El, NE, 4, 937—950.
О.Г.Большаков
2. В суфизме звание прямого преемника основателя братства или руководителя ветви, заместителя пира (шайха, муршида) братства или обители (ханаках, рибат, текке) по руководству части муридов, представителя главы братства (ветви) в регионе (город, село, обитель); среди «скрытых святых» (риджал ал-гайб) — звание кутба, или «совершенного человека» (ал-инсан ал-камил). Слово X. как технический термин появилось в суфийской литературе, видимо, не ранее середины— конца ХШ в. -в связи с интенсивным ростом числа, суфийских братств и их организационным становлением. В зависимости от степени соподчинения в братстве (ветви) и уровня духовно-бюрократической иерархии в нем X. выполняет различные функции:
1) Преемник основателя братства, живущий при его могиле, носитель барака последнего и руководитель центральной обители. Первоначально этот пост занимали по праву старшинства, положения или в результате волеизъявления членов общины — принцип ал-хилафа. Но вскоре во многих братствах возобладала практика передачи руководства по наследству от отца к сыну. Эта практика не одобрялась западными ветвями накшбандийа, частью ветвей халватийа, а в XIV — XVI вв. полностью отвергалась братствами чиштийа и шазилийа как шиитский обычай, несовместимый с сунной и шари‘атом.
2) Мурид, полноправный член общины, достигший определенной степени духовного совершенства, которому его пир-наставник (в соответствии с традициями данного братства) жаловал право инициации новых членов, а также руководство ими на мистическом пути.
3) Заместитель главы братства на месте. Непременным условием назначения на эту должность являлась официальная инвеститура, сопровождавшаяся публичным произнесением клятвенной формулы в верности (мубайа‘ат ал-хилафа) главе братства (ветви) и завершавшаяся вручением иджазат ал-хилафа («разрешения на заместительство»).
Административно-организационная практика некоторых братств, в которых институт X. был достаточно разветвленным и многочисленным и требовал в этой связи постоянного контроля, привела в них к созданию особой службы во главе с халифат ал-хулафа («заместитель [всех] заместителей», «руководитель [всех] заместителей»). Эта служба зафиксирована в Иране в практике военно-духовного ордена сафавийа, в котором в отдельные периоды функционировало до 400 X. (XV—XVIII вв.), шиитского братства ни‘маталлахийа (XV—XVI вв.) и братства, накшбандийа-ходжаган, действовавшего в Восточном Туркестане и среди казахов и киргизов (XVI—XVIII вв.) и имевшего там до 64 X.
Лит-ра: Рашахат, 7. 8, 18; Aubin. Materiaux, 185, 193; Махмуд Чурас, 279; С. М. Алиев, А. Панахян. О роли халифэ при Сефевидах.— НАЛ. 1968, 1, 136 — 145; Brown. Darvishes, Index; Birgc. Bektashi Order, 165—166, 263; Hodgson. Venture, 2, 216 — 217, 229: R. M. Savory. The office of khalifat al-khulafa under the Safavids.— JAOS. 1965, 85/4. 497—502; F. de Yong. Khalifa.—EI, NE, 4, 950— 952.
О.Ф.Акимушкин