Хазира Чашма-йи Аййуб— культовомемориальный комплекс, расположенный в 20 км от Бухары (Вабкентский район). Мемориал возник у источника, который, согласно местным легендам, появился в том самом месте, где во время странствий отдыхал пророк Аййуб (Иов); от удара его посоха тут забил родник. Теперь это колодец (диаметром 85-90 см), оказавшийся за многие годы на дне ямы (около 2,8 м в диаметре), стены которой выложены жженым кирпичом, с лестницей, выводящей наверх. С юга от ямы расположен деревянный кенотаф (пустое погребение), где, по преданию, похоронен Аййуб. Как показали археологические исследования, этот мемориал возник в XI- XII вв., т.е. в период исламизации древних святынь (в нашем случае — источника). Тогда же к западу от источника возводится поминальная мечеть, по своей планировочной структуре напоминающая намазгах: это стена (около 6 м в длину) с михрабной нишей в центре, декорированная фигурной терракотой. Мечеть с мазаром и источником были огорожены общей стеной (хазира, отсюда и название комплекса).
В 1208-09 г. был заново возведен главный фасад X. Ч. А., сохранившийся до нашего времени. Он состоит из портала с двумя асимметричными крыльями: коротким (2,4 м) — правым и длинным (7,5 м) — левым. Общая площадь X. Ч. А. равнялась 285 м2. Фасады стен оформлены плоскими нишами со стрельчатыми арочками. Конструктивная схема портала традиционна: два пилона образуют нишу, перекрытую стрельчатой аркой и полу купол ом. По периметру портала проходит ажурный бордюр с геометрическим узором (гирих), с бирюзовыми розетками в центре фигур. В тимпане арки на терракотовом фоне выполнены рельефные бирюзовые свастики. Над ними панно с арабской надписью, собранное из отдельных плит резной терракоты, покрытой бирюзовой глазурью; почерк — один из видов монументального сулса, характерного для предмонгольских памятников. Надпись гласит: «Сказал Пророк — мир ему: Я запрещал вам паломничество (зийара) к могилам, однако же совершайте паломничество к ним! Возведено это сооружение в году шестьсот пятом» (= 1208-09 г.).
Мусульманские богословы раннего периода ислама, следуя предписаниям Корана, осуждали паломничество к могилам «святых» и поклонение им. В последующем некоторые муджтахиды пытались легализовать обряд зийары, однако правила и процедура этого обряда (как и сама его допустимость) оставались и остаются предметом богословских споров. Надпись в X. Ч. А. — самый ранний из зафиксированных (по крайней мере в Средней Азии) примеров использования на мемориальном памятнике хадиса, который затем (вплоть до XX в.) стал все чаще появляться среди надписей других мавзолеев и в надгробных текстах. Видимо, упомянутую портальную надпись тоже можно рассматривать как попытку (довольно раннюю) легализации в местных условиях собственно обряда зийары и как отражение одного из этапов исламизации старинных святынь и их новую персонификацию.
После монгольского завоевания X. Ч. А. надолго опустела, хотя, судя по археологическим данным, оставалась местом нерегулярного паломничества. Только в конце XIII — начале XIV в. зийарат вновь оживает: дворик X. Ч. А. застраивается помещениями (возможно, для паломников), у «могилы» Аййуба появляется чираг—дан из жженого кирпича. В ХУП-ХУШ вв. произведена еще одна большая реконструкция: на месте дворика возведено каркасное здание с плоским перекрытием, яма над колодцем засыпана (хотя его ствол был сохранен и наращен жженым кирпичом) и т.д. Еще через некоторое время вокруг памятника появилось небольшое кладбище, на котором погребения производятся и поныне.
Портал хазиры Чашма-йи Аййуб (Бухара, Вабкентский район).
Фото В.П.Телегина
Лит-ра: Е.Г.Некрасова, А.Н.Галкин. Чашма Аюб— архитектурный памятник предмонголь- ского времени// Архитектура и строительство Узбекистана. Таш., 1988, № 10, 10; Yu.Ragheb Structure de la tombe d’aprfcs le droit musulman// Arabica. P., 1992, 39, 393-403; Nekrasova. Un monument.
Е.Г.Некрасова, Б.М.Бабаджанов