Халватийа — одно из 12 «материнских» суфийских братств, зародившееся в Азербайджане во 2-й половине XIV в. Это тюркское братство широко распространилось в Южном Азербайджане (северные области совр. Исламской Республики Иран) в период господства там тюрко-племенных государственных объединений Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, а также среди тюркского большинства Северного Азербайджана (Ширван, Арран, Карабах и др.), в частности в государстве Ширваншахов из ши‘итской династии Дербенди (1382–1417).
Сама Х. возникла как ответвление братства сухравардийа — её центральная силсила возводится к багдадской ветви сухравардийи и через Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (1097–1168) и далее ал-Хасана ал-Басри (643–728) — к ‘Али б. Аби Талибу (убит в 661 г.) и пророку Мухаммаду. В одном из двух наиболее вероятных вариантов центральной силсилы названы имена первых ши‘итских имамов. Из другой цепи духовной преемственности Х. по политическим причинам были исключены имена ши‘итских имамов.
История братства Х. делится на два периода. Первый — со 2-й половины XIV в. до 2-й половины XVII в., это период зарождения братства в южных районах Северного Азербайджана (нынешние Астаринский и Ленкоранский районы), его эволюции в Северном и Южном Азербайджане, а также во всём Иране, и его распространения в Османской империи. Второй период — с конца XVII в. до середины XIX в. — это период широкомасштабной деятельности собственно братства Х. и различных его ответвлений в Османской империи, — как в её европейских владениях, так и в арабских странах, в том числе в Африке.
Братство получило название Х. благодаря тому, что его приверженцы в своей мистической практике уделяли главное внимание аскетизму и созерцательному затворничеству (араб. халва — «уединение»). Согласно традиции, практики уединения и ухода от мирской жизни для мистического общения с Богом первым в духовной силсиле Х. стал придерживаться дарвиш Ибрахим аз-Захид ал-Гилани/ал-Джилани — 17-е звено в цепи духовной преемственности братства Х. и его ключевая фигура. Это — аш-шайх Тадж ад-дин Ибрахим ас-Синджани, уроженец Гиляна (ум. ок. 1300 г., похоронен, по всей вероятности, в с. Шихакеран нынешнего Ленкоранского р-на Азербайджанской Республики), ставший, в свою очередь, основателем-эпонимом одного из ответвлений сухравардийи — братства захидийа. По преданиям, ему удалось воспитать «совершенных» мистиков, получивших уже нисбу ал-Халвати, — пир-и Хикмат-и Ширвани ал-Халвати, Ахи Йусуфа ал-Халвати, Карим ад-дина Мухаммада ал-Хваризми ал-Халвати (ум. в 1317 г., дядя и муршид основателя братства Х.). Он был также муршидом Сафи ад-дина Исхака ал-Ардабили (1252–1334), который провёл с ним вместе 25 лет, а после его смерти стал одним из его «заместителей» (халифá). Сафавиды считали своим родоначальником именно Ибрахима аз-Захида ал-Гилани.
Основателем братства Х. считается аш-шайх Акмал ад-дин ал-Гилани/ал-Джилани ал-Лахиджи ал-Халвати по прозванию пир-и ‘Умар-и Халвати (=пир ‘Умар ал-Халвати). По некоторым (непроверенным) сведениям, он был уроженцем Гиляна (в Иране), по другим данным, его родиной было сел. Лахидж в Ширване (ныне это поселение находится на территории Исмаилинского р-на Азербайджанской Республики, здесь проживает персоязычное этническое меньшинство — таты, переселившиеся сюда предположительно из иранского Лахиджана). Скорее всего, он родился в сел. Авахыл, расположенном между Шамахой и Лахиджем.
По преданию, ‘Умар ал-Халвати был лучшим муридом своего дяди аш-шайха Мухаммада ал-Хваризми ал-Халвати, отличался крайним аскетизмом и практиковал затворничество в подвешенном вниз головой состоянии (довольно распространённая среди последующих приверженцев Х. практика). Дядя и племянник вместе распространяли учение Ибрахима аз-Захида ал-Гилани в южных районах Северного Азербайджана на границе с Ираном (на территории нынешних Астаринского и Ленкоранского районов Азербайджанской Республики, а также в Ширване — исторической области в Северном Азербайджане с центром в Шамахе). Перед смертью аш-шайх Мухаммад ал-Хваризми, собрав всех своих муридов, объявил ‘Умара ал-Халвати своим преемником. Однако последний отказался возглавить братство, удалился в горы и скрывался там в дупле дерева для совершения сорокадневного поста (араб. арба‘инийа, перс. чилла) в уединении и затворничестве (халва). По преданию, там же ему приснился пророк Мухаммад, вручивший ему новый головной убор (тадж-и ма’ариф — «корона интуитивного познания»), — который должен был стать обязательным атрибутом членов основанной общины суфийев. После этого муриды провозгласили ‘Умара ал-Халвати главой новой общины и продолжателем традиции «уединения». Став наставником братства Х., ‘Умар ал-Халвати отправился проповедовать в Египет, оттуда совершил паломничество к Мекканской святыне. Вернуться в родной Ширван ему не удалось — он был приглашён султаном Увайсом Джалаиридом (1354–1374) в Табриз, где и скончался (точная дата его смерти неизвестна). Пир-и ‘Умар-и Халвати был похоронен в обители Мир ‘Али, построенной специально для него султаном Увайсом Джалаиридом.
Дальнейшее развитие братство получило благодаря деятельности ширванских шайхов, таких как Ахи Мирим ал-Халвати (ум. в 1378 г.), уроженец одного из поселений Ширвана, примкнувший к пир-и ‘Умар-и Халвати. Получив от него письменное разрешение («грамоту») на наставничество, он отправился проповедовать в Малую Азию, в г. Кыршехир, где основал обитель (текке) братства Х. В отличие от Ахи Мирима ал-Халвати, два других мурида Пир-и ‘Умар-и Халвати — Сайф ад-дин ал-Халвати и аш-шайх Захир ад-дин ал-Халвати — не вошли в центральную силсилу этого братства, хотя и сыграли важную роль в расширении его ареала.
Сайф ад-дин ал-Халвати, уроженец одного из поселений Ширвана, вначале обучался под наставничеством аш-шайха Мухаммада ал-Хваризми ал-Халвати, но «совершенства» достиг уже под наставничеством Пир-и ‘Умар-и Халвати. Он прославился своими проповедями и наставлениями, под влиянием которых членами братства Х. стали представители различных социальных слоёв (одна из историй гласит о том, как он смог направить на праведный путь молодого пьяницу и забулдыгу, и этот человек стал лучшим из его муридов). Сайф ад-дин ал-Халвати умер в 1410 г. и был похоронен в 8 км к югу от Шамахи, в сел. Калахана, где, видимо, находилось кладбище братства Х. Сейчас это место известно под названием Йедди Гюнбяз («Семь куполов»), здесь сохранились небольшие мавзолеи, в которых, по преданию, захоронены члены братства Х. Эти строения внешне выглядят прототипами «Мавзолея Дарвиша», построенного в комплексе Дворца Ширваншахов в Баку (по преданию, здесь захоронен ас-саййид Йахйа ал-Халвати аш-Ширвани ал-Бакуви).
Аш-Шайх Захир ад-дин Абу-л-Фарадж ал-Халвати был уроженцем Мавараннахра, какое-то время жил в Хорезме (Хваризм) и в Мараге, но после того, как ему приснился пророк Мухаммад, он присоединился к Пир-и ‘Умар-и Халвати. По преданию, во время сорокадневного поста он всего лишь четыре раза принимал пищу, питался в основном ячменём и пшеном, часто посещал могилы шайхов Х., проводя у них долгие дни и ночи в постах и молитвах.
Яркой личностью среди ширванских шайхов Х. был пир Садр ад-дин ал-Хийави. В молодости он занимался изготовлением и продажей шерстяной одежды в Ширване. Со своим будущим муршидом аш-шайхом ‘Изз ад-дином ал-Халвати (ум. в 1407 г.) он познакомился в своём родном сел. Хийав (в Ширване), по приглашению жителей которого этот шайх со своими учениками приехал для проведения «коллективного» зикра. Согласно легендарной агиографии, чудесное «преобразование» аш-шайха ‘Изз ад-дина во время зикра поразило Садр ад-дина, и он стал его приверженцем, получил право на наставничество и, как лучший из его муридов, был признан основным преемником аш-шайха ‘Изз ад-дина ал-Халвати. Садр ад-дин ал-Хийави ал-Халвати умер в 1425 или 1456 г. и был похоронен в г. Шамахе.
В качестве своего «заместителя» (халифá) Садр ад-дин подготовил Ибрахима аш-Ширвани, известного как Хайбат Аллах пир Илйас ал-Амаси (ум. в 1462 г.), который был послан в Малую Азию, в г. Амасью, и там основал обитель Х. С него началась история братства Х. среди Османов/‘Усманов.
Ключевой фигурой в традиции Х. стал третий халифá Садр ад-дина ал-Хийави — ас-саййид Йахйа ал-Халвати аш-Ширвани ал-Бакуви (ум. в 1464 г.), потомок седьмого ши‘итского имама Мусы ал-Казима (ум. в 799 г.). Благодаря деятельности Йахйи ал-Бакуви братство Х. и его многочисленные «дочерние» подразделения распространились на обширной территории Османской империи — от Малой Азии и Балкан до азиатских и африканских её владений. О роли ас-саййида Йахйи ал-Бакуви в разработке учений и практик Х. и о последующей истории «материнского» братства и его многочисленных ответвлений см. статью «аш-Ширвани»: ИТБРИ, вып. 4, 93–97.
Основатели братства Х. и его первые муршиды, гилянские и ширванские шайхи, были самостоятельными аскетами и имели между собой скорее горизонтальные, нежели вертикальные связи. В братстве не было строгой иерархии. И если исключить имена ши‘итских имамов, включённых в одну из основных цепей духовной преемственности (силсила), то можно с уверенностью утверждать, что в «материнском» братстве Х. преобладал принцип «духовного усыновления».
В пору зарождения Х. была ши‘итским братством, о чём свидетельствуют многие факты. Почти все шайхи ранней Х. считали себя потомками 7-го ши‘итского имама Мусы ал-Казима. В учениях и ритуальной практике Х. господствовал культ ‘Али б. Аби Талиба как кровного и духовного наследника пророка Мухаммада, отсюда — признание верховной власти (ал-вилайа) имамов из рода ‘Али. Обоснование практики 12-дневного поста (по числу ши‘итских имамов), прославление ши‘итских имамов в молитвенных сборниках, учение о семи «стоянках» (араб. ал—макамат) Мистического пути и т.д., всё это — проявление очевидных проши‘итских симпатий ранних идеологов Х.
С приходом к власти в Иране и Азербайджане династии Сафавидов (1501–1732) образовавшиеся в XV в. «дочерние» общины Х. были вытеснены из этих регионов и перебрались на территорию Османской империи, где они официально считались исповедующими суннитский ислам шафи‘итского толка. Видимо, после этого переселения из первоначальной цепи духовной преемственности Х. были исключены имена ши‘итских имамов как проявление политической лояльности идеологов Х. по отношению к официальной власти в лице Султана-суннита.
Лит-ра: Mahmud Jamal ad-din al-Khulvi. Lemezat-i Khulviyye ez Lemezat-i Ulviyye / Ed. by M.S.Tayshi. İstanbul, 1993; H.J.Kissling. Aus der Geschichte der Chalvetijje Ordens // ZDMG. 102 (1953), 233–319; Martin. A Short History, 225–305; М.Неймат. Пиры в Азербайджане. Баку, 1992, 38–40 (на азерб. яз.); И.Тагиев. Дворец Ширваншахов или ханака С.Я.Бакуви? Баку, 2003.
Н.Э.Алескерова