ХА̄РӮТ и МА̄РӮТ — имена двух ангелов, заточенных за грехи в темницу в Вавилоне. Они упомянуты в Коране как знатоки магии (сихр), обучающие ей людей, но предостерегающие их от последствий ее употребления: «…но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству и тому, что было ниспослано обоим ангелам в Вавилоне — X. и М. Но они оба не обучали никого, пока не говорили: „Мы — искушение, не будь же неверным!». Люди, искавшие у них магических знаний, научились, как «разлучать мужа и жену» и многому другому, но не внимали их предостережениям, хотя знали, что приобретение знаний колдовства влечет за собой наказание в будущей жизни (К. 2:102/96).
Согласно послекораническим преданиям, Аллах упрекал ангелов, осуждавших греховность людей, тем, что и они среди земных соблазнов не смогли бы сохранить чистоту. Трое ангелов отправились на землю, чтобы доказать свою стойкость. Один сразу почувствовал, что земные страсти победят его, и вернулся на небо. Два других — X. и М.— остались, увлеклись красивой женщиной и под ее влиянием совершили все возможные проступки— от поклонения идолам до убийства. Им было предложено выбрать время наказания—в будущей жизни или в настоящей. Они выбрали последнее и с тех пор заточены в темницу в Вавилоне, где в оковах, мучимые жаждой ждут освобождения после конца света. Сюда к ним пробираются те, кто хочет научиться волшебству.
Коран использовал легенду о спустившихся на землю ангелах, варианты которой существуют также в иудейских (мидрашим) и христианских («Пещера сокровищ») памятниках. Вариант мидрашим был использован при толковании Корана.
Имена X. и М. используются в магической практике мусульман, а в персидском языке само имя харут стало означать волшебника.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 18; он же. Тафсир, 1, 359—369; ас-Са‘лаби. Кисас, 30—32; ал-Киса’и. Кисас, 48; ал-Байдави. Тафсир, 1, 76; Е. Littman. Harut und Marut. — Andreas-Festschrift. Lpz., 1916. 70—87; Horovitz. Untersuchungen, 146—150; Beltz. Sehnsucht, 161 — 162; G. Vajda. Harut wa-Marut.— EI, NE, 3, 236—237.
М. Б. Пиотровский