Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        ХИНДУСТАНИ

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 25 июля, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья.
        • 2.
          Литература.
        • 3.
          Авторы.

        Хиндустани (он же домла Хиндустани, Хаджжи-дада, Маулави) — крупнейший теолог-ханафит Ферганской долины и Тад­жикистана Мухаммаджан Рустамов (1892­1989). Родился в селении Чарбаг (недалеко от Куканда/Коканда) в семье довольно из­вестного в регионе факиха хаджжи Рустама Коканди. Учился у кокандских мударрисов (Мухаммад Амин, мулла Ишан-кул) в мад­расе Минг-Айим, примерно с 1913 г.— в Бухаре, в мадрасе при ханаке Ишан Сайах-син, затем у знаменитого балхского ученого Мухаммад Гауе Саййид-зада, после смерти которого (1921 г.) продолжил свое основа­тельное многолетнее образование в одной из Мадрас Кашмира (отсюда его нисба), там же он освоил урду и хинди. В 1928 г. X. совер­шил хаджж и через год вернулся домой, где в периоды религиозных чисток (с 1933 по 1953 г.) его трижды арестовывали; в общей сложности он провел в ссылке в разных районах России восемь с половиной лет. В 1943 г. домла X. был призван в армию, ранен под Минском (конец 1944 г.) и ко­миссован. С середины 50-х гг. и почти до конца своей жизни он служил имамом в мечети маулана Чархи (Душанбе), там же умер и похоронен.

        Примерно в конце 50-х гг. X. организовал нелегальное обучение (худжра) небольшой группы своих прихожан. Со временем коли­чество обучающихся возросло, среди них были ныне известные в регионе и особенно в Фаргане/Фергане мусульманские деятели. Помимо преподавания X. занимался литера­турным творчеством — писал трактаты, ком­ментарии к религиозным сочинениям и мис­тической поэзии. Наиболее капитальный его труд— шеститомный комментарий к Корану (на узбекском языке), завершенный в 1984 г. и рассчитанный, по словам автора, на молодых студентов-богословов и про­стых мусульман, испытывающих трудности в понимании Священной книги. Сохрани­лись другие богословские сочинения X. (Ишарат ас-саббаба, Панд нама-йи хазрат-и Маулави), его переводы (на узбекский и таджикский языки) с комментариями известных трактатов (Касида ал-Бурда ли-л-Бусири, Маулуд ан-Наби ли-л-Барзанджи, Шарх-и Касида-йи Амали). Особый Инте­рес представляют аудио- и видеозаписи его наставлений (ва‘з), бесед с учениками, дис­путов.

        Последние 10-12 лет жизни X. неодно­кратно вступал в публичные и письменные диспуты с группой ‘улама’ Ферганы и Тад­жикистана (в том числе со своими бывшими учениками), которые, по его мнению, стали отходить от догматов и религиозной практи­ки ханафитов. Так, он считал нецелесооб­разным менять некоторые правила намаза: положение рук при такбире (раф‘ал-йадайн) и в ритуальной позе кийам, произ­несение амин про себя (махфи), а не вслух (джахр), как предлагали его оппоненты, и т.д. X. резко выступал также против попыток признать «неисламскими» такие обычаи, как чтение определенных айатов Корана и мо­литв (ду’а) за упокой души и прощение умершего, за исцеление больного человека и даже животных (рукйа; тюрк, дам солмок), почитание «святых» (вали, мн.ч. аулийа’) и поклонение их могилам, и т.д.

        С другой стороны, X., исходя из ханафитских предписаний и установок, отвергал политические притязания своих оппонентов. В частности, он полагал, что в периоды ста­линских репрессий и гонений на религию ему, как и многим другим улама’, удалось выжить именно благодаря упованию на во­лю Аллаха (таваккул), способности терпе­ливо и покорно переносить невзгоды (ас-сабр) и что все беды были ниспосланы Бо­гом для испытания твердости веры. Возна­граждением за эти качества, считал X., яви­лась либерализация религиозной политики государства в начале перестройки (открытие мечетей, возможность свободно исполнять намаз и т.п.). Менее предпочтителен для него насильственный способ борьбы за веру (ал-джихад ас-сагир), к которому следует прибегать лишь в том случае, когда есть уверенность в успехе. Обрекать же себя и других мусульман на бессмысленную гибель от руки более сильного противника— еще больший грех, чем бездействие. Исходя из этого, мирные предложения «неверных», равно как и либеральное отношение светско­го государства к мусульманам, следует при­нимать положительно. Взгляды, противопо­ложные этим, по мнению X. — ханафитским, положениям, он характеризовал как ваххабитские. По существу, спор шел о раз­ном толковании джихада: местные религи­озные «реформаторы» считали религиозной обязанностью (фард) объявление джихада не только светской власти в мусульманской стране, но и другим членам мусульманской общины (умма), не разделяющим их взгля­ды. X. крайне отрицательно относился к «импортированным» идеям очистить ислам, исходившим от идеологов религиозно-поли­тических движений в мусульманских стра­нах. «Неправоверность» этих идей он пока­зал в своем сатирическом произведении Хаджвийа-йи Мухаммад ‘Абду, в котором с изрядной долей иронии высмеял ведущего египетского идеолога религиозно-политиче­ского движения «Братья-мусульмане» Му­хаммада ‘Абду.

        В этом отношении показательны также два последних трактата X., написанных в ответ на анонимные письма с каверзными вопросами по догматике ислама. X. обвиня­ли в конформизме, в отказе признать закон­ной вооруженную борьбу (газават) моджа­хедов (араб. муджахид — «сражающийся за веру») Афганистана, в полной индиффе­рентности к политической деятельности «за возрождение ислама» и т.п. Оба сочинения остались без названия. Первое из них (неза­вершенное)— это небольшая историческая справка о «мазхабе заблудших», т.е. о вах­хабитах, с краткой характеристикой догма­тических и обрядовых установок Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба. Другое сочинение — собственно «Ответы» на заданные вопросы, которые X. характеризует как ваххабитские, хотя это определение не всегда соответствут догматическому и обрядовому пуризму и политическим притязаниям активизирую­щихся в регионе фундаменталистов.

        Таким образом, X. первым прилагал определение ваххабийа к зарождавшемуся в советских республиках Средней Азии ис­ламскому движению. Его огромный религи­озный авторитет и обширные знания способ­ствовали повсеместному закреплению на­звания «ваххабиты» не только за Рахматуллахом–‘аллама, ‘Абдували-кари и их после­дователями, но и за более поздними религи­озными группировками. Сначала этот тер­мин приняли некоторые ханафитские бого­словы-традиционалисты, затем он закрепил­ся в среде рядовых мусульман и даже в офи­циальных кругах (например, в идеологиче­ских отделах партийных комитетов, КГБ), став фактически обвинительным ярлыком.

        К настоящему времени письменное и уст­ное (аудио- и видеозаписи) наследие X. не издано и должным образом не изучено.

        Лит-ра: Бабаджанов, Муминов, Олкотт. Мухаммаджан Хиндустани, 43-59.

        Б.М.Бабаджанов, М.М.Камилов

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Персоналии
        Теги:
        ТаджикистантарикаттеологФерганаханафизм
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        Баба, титул
        • 24 декабря, 2024
        ТАНЗИЛ
        • 3 июля, 2023
        ХУСАЙНИЙА (2)
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        Казахстан
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 18 июля, 2022