Худжра (араб., «комната») — термин, который в центральноазиатском регионе в советский период использовали для обозначения нелегального способа религиозного обучения, появившегося вследствие планомерного закрытия традиционных мусульманских школ (мактаб, мадраса). Насколько известно, первые X. появились еще в конце 30-х гг. в городах Ферганской долины (в частности, в Узганте/Узгенде, Оше и Намангане) и в Ташкенте. Занятия проходили тайно, рано утром или по ночам, в домах учащихся, а иногда их знакомых. По соображениям конспирации адрес для очередного сбора преподаватель сообщал за час-два до начала занятия. Упор делался на самостоятельные занятия, ограничивалось число учащихся в одной X. (от двух до шестисеми). Реже создавались детские и женские группы, занятия в последних фактически сливались с так называемыми собраниями (маджлис, араб.), которые проводили отин-ойи. В перестроечный период X. создавались повсеместно, почти во всех крупных городах региона, занятия стали более частыми и открыто проводились при мечетях. Количество учащихся в X. увеличилось (до 20 в одной), их стали объединять в группы в зависимости от уровня знаний.
Программа обучения зависела от подготовки преподавателя (дамулла/домла или отин-ойи). Одни ограничивались привитием навыков чтения Корана (кира’бат) и элементарных знаний арабской грамматики (особенно в женских X.), другие включали в курс обучения традиционные богословские предметы. Так, курс обучения в X. знаменитого домлы Мухаммаджана Хиндустани (который обычно набирал уже частично подготовленных юношей) включал следующие предметы: высший курс арабской грамматики, синтаксиса и морфологии (изучали ал-Кафийа, Шарх-и Джами и т.д.), хадисоведение, Коран, догматику (ал-‘ака’ид) (изучали «ал-Фикх ал-акбар» Абу Ханифы, «ал-‘Акида» ан-Насафи и т.д.), мусульманскую юриспруденцию (‘илм ал-фикх), логику (илм ал-мантик), этико-дидактические дисциплины (ал-адаб) (изучали «Маснави-йи ма‘нави» Руми, произведения Бедиля и других поэтов мистиков), мусульманскую космогонию и историю, медицину (изучали «ал-Канун» Ибн Сины), астрологию и астрономию (‘илм ан-нуджум), ораторское искусство (‘илм ан- нутк) с правилами использования логических построений и системами доказательств. Не все крупные местные мадрасы средневековья имели такой широкий набор дисциплин. В некоторых X., организованных местными религиозными «реформаторами», изучали нелегально завезенные сочинения идеологов религиозно-политических движений и партий (в частности, ал-Ихван ал- муслимин, Хизб ат-тахрир ал-ислами), действующих в арабских странах.
1. содержались за счет подношений родителей студентов или других мусульман. Во второй половине 80-х — начале 90-х гг. поступавшие денежные средства расходовались на организацию оптовой торговли, часть полученных от нее доходов использовалась на приобретение учебного инвентаря, улучшение условий быта мударрисов и учащихся.
В настоящее время почти во всех странах центральноазиатского региона X. (особенно женские) продолжают функционировать, хотя их программы в большинстве случаев включают в себя лишь обучение правильному чтению Корана и начальные религиозные знания. В Узбекистане (в соответствии с новыми законами о религиозных организациях и учебных заведениях) обучение в X. вновь запрещено.
Б.М.Бабаджанов