ЧИШТӢЙА — суфийское умеренно суннитское братство, сложившееся в Восточном Хорасане и оформившееся на рубеже XII—XIII вв. в Индии. Возводит духовную силсила к ‘Али б. Аби Талибу через Ибрахима б. Адхама (ум. в 776 г.) и Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.), принадлежит к числу 12 материнских братств. В. средние века Ч. наряду с сухравардийа являлось самым популярным и распространенным братством в Индии; первоначально представляло собой направление среднеазиатской школы мистицизма, но вскоре выработало самостоятельную концепцию мистического пути познания, адаптировав и усвоив некоторые местные религиозные обычаи и традиции. В своей деятельности Ч. опиралось на широко разветвленную сеть разного рода обителей (ханаках). Основатель Ч. — ходжа Абу Исхак аш-Шами (ум. в 1097 г.), последователь месопотамской школы суфизма, переехал из Ирака в селение Чишт (ок. Герата) и основал там обитель. Девятым (или восьмым) его преемником стал шайх Му‘ин ад-дин Хасан Сиджзи Чишти (1142—1236), который распространил Ч. в Индии. Он обучался религиозным наукам в Бухаре и Самарканде, приобщился к суфизму в Нишапуре, жил в Ираке и в 1193 г. приехал в Индию. Му‘ин ад-дин обосновался в Аджмере (Раджпутана) и основал там обитель, ставшую центральной обителью братства в Индии. Ко второй половине XIII в. Ч. распространилось в Гуджарате, Уттар-Прадеше н Бихаре. В этот период Ч. было единой централизованной организацией, которая направляла деятельность всех обителей. Ч. на местах имело поддержку не только мусульман, но и индусов, поскольку прием в члены братства не связывался с обязательным формальным обращением в ислам. Наивысшего влияния братство достигло при шайхе Низам ад-дине Аулийа’ (ум. в Дели в 1325 г.), при котором суфизм стал массовым движением в Северной Индии и шагнул далеко на юг и восток. Он основал низамийа — собственную ветвь Ч., которая, в свою очередь, дала новые ответвления и группы. Вскоре после его смерти начинается закат Ч. Под давлением делийского султана Гийас ад-дина Мухаммад-шаха II (1325—1351), сына основателя династии Тоглукидов Гийас ад-дина Тоглук-шаха I, единая организация распалась, местные периферийные обители стали независимыми, пост главы обители стал наследственным (а не выборным, как прежде). Последним представителем главной линии Ч. был шайх Мас‘уд Бакк (ум. в 1432 г.). Эпоха провинциальных обителей охватила период в полтора века (с 1356 г.). В первой трети XV в. в Уттар-Прадеше начала активно функционировать ветвь Ч.— сабирийа (по имени основателя—‘Ала’ ад-дина ‘Али б. Ахмада ас-Сабира, ум. в 1291 г.). Эта ветвь, основавшая много центров, оказалась исключительно жизнестойкой: один из последних ее руководителей, Мухаммад-Илйас Кандхлави, умер в Дели в 1944 г. Крупнейшим ее представителем был шайх ‘Абд ал-Куддус (ум. в Ганга в 1537 г.). На начало XVIII в. падает возрождение ветви низамийа. Шах Калималлах Джаханабади (1650—1729) с обновленческих позиций возродил учение, метод и практику ранних шайхов Ч. Его пропаганда имела значительный успех, а его ученики восстановили обители в Пенджабе, Уттар-Прадеше, Синде и Декане. Крупным представителем возрожденной Ч.-низамийа был Гулам-Хайдар-‘Али-шах (ум. в Джалалпуре в 1908 г.).
Ч. можно назвать региональным братством: оно действовало главным образом в Индии; незначительные группы имелись в Афганистане, во второй половине XIX в. община Ч. появилась в Исфахане (Иран).
Учение Ч. изложено в записях бесед ранних шайхов (малфузат). Основу их учения составляла концепция вахдат ал-вуджуд, а в их морально-этических воззрениях ощущаются взгляды школы х в аджаган. Они отвергали всякие контакты с властями предержащими, отрицали накопительство; человек должен, уповая на бога, добывать пропитание собственным трудом; мистик может принять только добровольное пожертвование простых людей (футух); нищенство запрещалось. Служение суфия богу состоит в том, чтобы накормить голодного, уважить просьбу страждущего и помочь бедному.
В Ч. не признавался принцип наследования в руководстве, преемник (халифа) либо назначался, либо выбирался. Со второй половины XIV в. этот принцип, как и принцип необщения с властями, был упразднен. Обители Ч. отличались скромностью и состояли из одного большого зала (джама‘ат-хане), где суфии жили, обучались и отправляли зикр, и маленькой комнаты для шайха-руководителя. В Ч. было запрещено курить табак и наркотические травы, принимать алкоголь.
Путь Ч. состоял из обычных трех этапов (шари‘ат, тарикат, хакикат), на котором путник (салик) проходил 44 стоянки (макамат) и пребывал в 15 состояниях (ахвал). Инициация проходит в два этапа (прием и посвящение). Посвящение — после послушничества, длящегося 1000 дней. В Ч. широко практиковали личный громкий зикр (джахр) и коллективный зикр во время радений, признавали желательность (но не обязательность) постов-сорокадневий (арба‘ин, чилла), а также для наиболее подготовленных — чилла-йи ма‘кус (тихий зикр, совершаемый в положении вниз головой периодически несколько раз в день во время поста). Ч. выработало 10 требований, которым должны были соответствовать по своим личным качествам как мурид, так и муршид. В Ч. не было поста шайха-посредника (пир-и далил, шайх ат-та‘лим), т. е. шайха, который представлял неофита, прошедшего этап послушничества, кутбу во время посвящения — церемонии окончательного принятия в члены братства. Отличительным элементом одежды члена Ч. была высокая войлочная шапка, сшитая из четырех клиньев (кулах-и чахар тарки).
Лит-ра: Бадр Исхак. Асрар ал-аулийа’. Канпур, 1890; Амир Хурд. Сийар ал-аулийа’. Дели, 1302 [=1885]; Hyp ад-дин Хусайн Фахри. Фахр ат-талибин. Дели. 1315 [= 1897]; Дара Шекух. Сафинат, 86а—105а; Хазинат, I, 222—516; Джалалабади. Тарик, 346—350; Петрушевский. Ислам, 344; ‘Awarif al-ma‘arif, Index; Djami. Nafahat, 584—586, 710—712; Ahmad. Sufi and Sultan, 142—153; Rizvi. Muslim revivalist, 13—22, 26; Schimmel. Dimensions, 345—351; Trimingham. Orders, Index; Hodgson. Venture, 2, 432, 455—456; K. A. Nizami. Cishtiyya.—EI. NE. 2, 50—56.
О.Ф.Акимушкин