Ших Алов (шайх алов) — одно из ныне наиболее популярных и посещаемых «святых» мест в Южном Туркменистане. Расположено на юго-западной окраине большого селения Багир, в 13 км от Ашхабада, между двумя историческими городищами — Старой и Новой Нисой. До начала 90-х гг. святилище Ш. А. представляло собой восьмигранный купольный мавзолей-усыпальницу из жженого кирпича, восстановленный под руководством духовенства энтузиастами-верующими на месте гробницы, разрушенной ашхабадским землетрясением 1948 г. Внутри мавзолея — покрытое несколькими слоями белой бязи надгробие. В стенных нишах — керосиновые лампы и жестяные изображения пятерни. На стенах вмазаны зеркальца, прикреплены непритязательные надписи — изречения из Корана. На надгробии — большая картонная коробка со сладостями и деньгами. Снаружи — до 150–200 прилепленных глиняных лепешечек (предварительно приложенных к больным местам) — надежда страждущих избавиться от своих недугов: засохнет и отпадет от стены святилища лепешечка— «отсохнет» с помощью «святого» и болезнь. Слева в глинобитной стенке, соединявшей мавзолей с оградой, отверстие, перед ним груда детской одежды. Отверстие это использовалось как своего рода «очиститель» от детских заболеваний. Женщины с маленькими больными детьми, обходя мавзолей, должны были трижды пролезть через него.
Слева от гробницы располагался примитивный глинобитный домик для паломников с обычным набором инвентаря (ватные одеяла, посуда и т. п.), справа — хозяйственное помещение. Перед гостевым домиком несколько очагов для приготовления пищи. Под пригорком, на котором стоит Ш. А., зеленая лужайка с колодцем. Вдоль огибающего лужайку ручья (выход кяризной воды) — старые ивы. В «святом» ручье паломницы купались, освобождаясь от грехов и недугов, а к ветвям ив привязывали вотивные тряпочки, игрушечные колыбельки и луки. В середине 90-х гг. закончились продолжавшиеся несколько лет реконструкция гробницы Ш. А. (по ее периметру был выстроен аналогичный, но более просторный мавзолей, а прежний позднее убрали) и строительство в конце лужайки одноименной мечети. Примитивные глинобитные постройки были снесены, а сбоку от лужайки выстроен более благоустроенный дом для паломников.
История святилища уходит в XI в. и связана с именем суфийского шайха Абу ‘Али ад-Даккака, жившего в X — первой половине XI в. в Нисе (Багире). Абу ‘Али был ремесленником-сукновалом (даккак), владельцем мастерской. Будучи в преклонных годах, основал в верхней части г. Нисы, на окраине кладбища, где находились могилы шайхов и гробницы тамошних великих мужей, довольно большую дарвишскую обитель (ханака) Серави.
Согласно легенде, приводимой в средневековом сочинении Нафахат ал-унс, Абу ‘Али ад-Даккак во сне увидел Пророка, который и приказал ему заняться богоугодным делом и провел по земле линию, ограничивающую место будущего строительства. Проснувшись, Абу ‘Али поспешил на указанное ему во сне Пророком место и увидел ту самую границу, в пределах которой он и стал возводить стены ханаки, функционировавшей еще в XVII в. Над могилой Абу ‘Али ад-Даккака, находившейся на территории ханаки, был выстроен мавзолей, и этот комплекс стал популярным «святым» местом. Со временем имя «святого» обросло легендами о сотворенных им чудесах, чему способствовали обосновавшиеся в ханаке дарвиши. В глазах верующих он стал «пламенным (в своей любви к Богу) шейхом» — Ш. А. (алов — «пламя»). Под этим прозвищем, принимаемым за имя, Абу ‘Али ад-Даккак известен ныне большинству паломников. В период начавшейся активизации «правоверного» ислама в конце XIX в. остатки мавзолея Абу ‘Али ад-Даккака были откопаны жителями Багира, и в 1899 г., согласно надписи на нем, прочитанной археологом М.Е.Массоном в 1947 г., гробница была восстановлена и простояла до землетрясения 1948 г.
Наличие в подлинном имени «святого» суфия компонента ‘Али (Абу ‘Али — «отец ‘Али») и чрезвычайная популярность ‘Али, зятя пророка Мухаммада и четвертого «праведного» халифа у мусульман, особенно шиитов, привели к тому, что в некоторых легендах эти персонажи выступают как современники, хотя в действительности их разделяют четыре столетия. Так, в одних легендах Ш. А. называют шайхом (ших) ‘Али, в других он изображается семилетним мальчиком, помогающим хазрату ‘Али распространять ислам в здешних местах. Следует также подчеркнуть, что население Нисы до середины XIX в., когда здесь начали селиться туркмены, состояло в основном из курдов, персов и представителей так называемых кизылбашских тюркоязычных племен и придерживалось, как правило, шиизма. Все это объясняет, почему на данном святилище сохранялись элементы шиитской символики: металлические кисти-пятерни, керосиновые лампы как осовремененные древние светильники, фрагменты зеркал.
Паломники к «святому» месту Ш. А. — жители Багира и соседних селений Янбаш, Бекрова, Геокча, а также расположенных поблизости городов Ашхабад, Безмеин — туркмены, курды, азербайджанцы, приезжающие сюда на общественном и личном автотранспорте. В обычные дни количество паломников может достигать нескольких десятков, а во время мусульманских праздников — сотен человек.
Лит-ра: А.А.Семенов. По Закаспийским развалинам. Таш., 1928, примем. 15; М.Е.Массон. Городища Нисы в селении Багир и их изучение // Тр. ЮТАКЭ. 1949, I, 60; Демидов. Суфизм, 30; он же. Мавзолей у подножия Копет-Дага // ТИ. 02.03.1983; он же. Легенды, 87–93.
С.М.Демидов