‘Абд ар-Рахим-баб — известный в бассейне р. Сыр-дарья и в горных областях Тянь-Шаня «святой», считающийся основателем рода хваджей Карахан (кара-хан). Его святилище находится в селении Кара Асман (Арысский район Южно-Казахстанской области), где он известен как Сатук-ата. Составители генеалогий (насаб-нама) местных хваджей идентифицируют его с Сатук Бугра-ханом, основателем династии Караханидов (992-1211). Сличение генеалогий хваджей-потомков ‘А. ар-Р.-б. и Караханидов обнаруживает серьезные расхождения между ними. По мнению проф. Б.Д.Кочнева, составители Насаб-нама (родословной потомков ‘А. ар-Р.-б.) имели какие-то смутные представления об отрарской ветви этой династии. Согласно сакральной истории местных хваджей рода Карахан, ‘А. ар-Р.-б. — потомок имама Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.) в четвертом поколении, прибывший во главе 60-тысячного войска арабов в Центральную Азию (Туркистан) с целью распространения ислама. Он завоевал Узгант/Узгенд и Фаргану/Фергану, Шаш, Исфиджаб, Кара Асман, Тараз, затем направился в Восточный Туркистан и дошел до Хами, Кумула и Хотана. После многолетнего правления в Восточном Туркистане он вернулся в Кара Асман и скончался там. Местная устная и письменная традиция, зафиксированная позднее в генеалогиях хваджей, приписывает ему заслуги в исламизации тюрков, которым он дал название туркман (перс. турк-эман, «наши тюрки»), поселил их в Кара Асмане и в других мусульманских крепостях. Ему приписывают также прорытие каналов и основание населенных пунктов в бассейне р. Арысь, что сближает его образ с древним культом природы. Все «святые», погребенные к востоку от Кара Асмана и Сайрама (Мансур Хамир-ата, Тектурмас-ата, Машхад-ата, Аулийа’-ата, Токмак-ата и др.), считаются его потомками. В народных поверьях известен чилтан ‘Абд ар-Рахим Машрики, обитающий в предгорных и горных районах Тянь-Шаня.
Лит-pa: Насаб-нама-йи манзума-йи фариси / Рук. из частного собрания Купы Кожа (г. Арысь Южно-Казахстанской обл.); D.DeWeese. The Politics of sacred lineages in 19th-century Central Asia: descent groups linked to Khwaja Ahmad Yasavi in shrine documents and genealogical charters // IJMES, 31 (1999), 507-530; Б.Д.Кочнев. О Насаб-нама Караханидов // Йасави тагылымы. Вып. 2. Туркестан (в печати).
А.К.Муминов