Ибн Бабавайх, Абу ал-Хасан ‘Али ибн Хусайн ибн Муса ибн Бабавайх Куми (ум. 941 г.) – факих, шиитский хадисовед, официальное лицо города Кум[1.] и его окрестностей. Бабавайх или Бабуйа – имя, принадлежащее его прадеду, является староиранским или старосемитским. Оно вошло в употребление после появления ислама [2.]. Ибн Бабавайх – родоначальник династии ученых, которые имели известность вплоть до конца 12-го столетия. Последний ученый из этой династии, Монтаджаб ад-Дин, тоже носил имя и кунью [3.] Абу ал-Хасан ‘Али ибн Бабавайх [4.]. Бахрани собрал биографии представителей этой династии в книге «Список имён династии Бабавайх и богословов Бахрейна».
Ибн Надим пишет, что ‘Али ибн Хусайн был шиитским факихом и авторитетом [5.]. Его сын, известный также как шейх Садук, сделал отца героем одного из своих сочинений [6.]. О жизни Ибн Бабавайха, за исключением нескольких фактов, известно мало. Помимо вышеперечисленного, упоминаются адресованное Ибн Бабавайху письмо имама Хасана ‘Аскари [7.], его встреча с Хусайном ибн Мансуром Халладжем (ум. 921), а также его воспоминания из поездок в Багдад. Зная дату смерти имама Хасана ʻАскари и имея в своем распоряжении написанное им письмо, мы можем судить о долголетии Ибн Бабавайха. Встреча Ибн Бабавайха и Халладжа состоялась в Куме. Согласно преданию, Халладж, который считал себя посланником и наместником ожидаемого имама Махди, чудотворцем, на встрече с Ибн Бабавайхом вывел его из себя и был изгнан из Кума.
Ибн Бабавайх был не только ученым, но также предпринимателем. Он располагал активами и держал конторы купцов [8.]. В главе про его путешествия в Багдад говорится, по крайней мере, о трех его поездках: первая из них, видимо, имела место вскоре после кончины Мухаммада ибн ‘Усмана (ум. 916) [9.]; о второй поездке, которая состоялась в 938 г., от него узнал Таллаʻукбари [10.]. В 940 г. он совершил последнюю поездку в Багдад, когда Абу ал-Хасан ‘Аббас ибн ‘Умар Калвазани, известный как Ибн Аби Марван, получил у него разрешение. Касаемо смерти Ибн Бабавайха в большинстве тематических источников говорится, что Абу ал-Хасан ‘Али ибн Мухаммад Самари, который и сам умер в месяц шаабан[11.] того же года, отправил весть о его смерти в тот же день своим приближенным в Багдад, и через 17 дней, когда новость дошла до Багдада, подтвердилась правдивость слов Самари [12.]. Год смерти Ибн Бабавайха назвали «Звездопадный», поскольку тогда часто наблюдали падение метеоритов [13.] или из-за того, что в тот год погибло много видных шиитских деятелей[14.]. Его гробница находится в Куме.
Ибн Бабавайх — уважаемый, пользующийся доверием факих [15.], шейх и лидер кумийцев [16.]. Его авторитет в фикхе и хадисоведении был настолько велик, что в тех случаях, когда [нужного] хадиса не было под рукой, или когда в тексте хадиса были сомнения, шиитские улемы обращались к его фетве из книги «Аш-Шараʼиʻ». Его фетвы имели статус первоисточника (матн)[17.], и, как правило, [остальные] основывались в своих фетвах на изложенном Ибн Бабавайхом [18.].
Ибн Бабавайх был плодотворным ученым. Ибн Надим [19.] обнаружил, что шейх Садук даровал некому человеку сотню сочинений своего отца. Наджаши перечисляет сочинения Ибн Бабавайха, которые тот отправил своему сыну: Ал-вуду’, Ас-салават, Ал-джана’из, Ал-имама ва-т-табсира мин ал-хайра, Ал-амла’, Навадир китаб ал-мантик, Ал-ихван, Ан-ниса’ ва-л-валадан, Аш-шараʼиʻ. Ат-тафсир, Ан-никах, Мунасик ал-хадж, Курб ал-иснад, Ат-таслим, Ат-табб, Ал-маварис, Ал-миʻрадж. Есть сомнения в принадлежности ему книги Ал-имама ва-т-табсира мин ал-хайра.
Ага-Бозорг Техра пишет, что книга Ибн Бабавайха Ал-имама ва-т-табсира отличается от одноименной работы, которую Маджлиси использовал в 16-м и 17-м томах энциклопедии Бихар ал-Анвар, поскольку содержит послания последующих передатчиков (341/2-342). Манзави пишет, что экземпляр данной книги находится в Исфахане (Даниш-наме). Из-за сходства тематик в книгах Аш-Шараʼиʻ и Фикх ар-рида, некоторые считают, что это одна и та же книга [20.]. Нури приписывает авторство книги имаму Ризе из-за сходства имени автора сочинения с именем имама: Абу ал-Хасан ‘Али ибн Муса [21.]. Экземпляр данной книги находится в Кадимии, в библиотеке Саида Хасана Садра, написанный рукой Мухаммада ибн Матрафа, ученика Мухакика Хилли [22.].
Курб ал-иснад, написанная рукой автора, хранилась у «святого» АрдабилиThis triggers the tooltip[23.] [24.]. Существуют также рукописи дискуссий Ибн Бабавайха с Рукн ад-Доуле [25.] и его беседы с Мухаммадом ибн Мукатилем Рази [26.].
Бохрани видел книгу Ибн Бабавайха Ал-карр ва ал-фарр в Исфахане [27.], а Эфенди Исфахани пишет, что Ал-карр ва ал-фарр и есть его дискуссия с Мухаммадом ибн Мукатилем Рази и ссылается на вариант рукописи из города Казерун [28.]. Однако Хансари отрицает данную взаимосвязь и говорит, что Ал-карр ва ал-фарр принадлежит Ибн Аби ʻАкилю [29.]. Сообщается, что Ибн Бабавайх принадлежал к тому же кругу, что и ʻАбдулла ибн Хасан Му’аддиб, ‘Али ибн Муса Камидани [30.], Саʻд ибн ʻАбдулла [31.], Мухаммад ибн Йахйи, ‘Али ибн Хаким [32.]. Список имён шейхов перечисляется во вступлении к Бихар ал-Анвар [33.]. Кроме двух его детей, Абу Джафар Мухаммада Садука и Абу ʻАбдуллы Хусайна, о нем также писали Мухаммад ибн Ахмад ибн Даввуд, Харун ибн Муса Таллаʻукбари и Саламат ибн Мухаммад [34.]. У Ибн Бабавайха было трое сыновей: Мухаммад (Садук), Хусайн, видный знаток фикха, и Хасан, который вёл образ жизни отшельника и не общался с людьми [35.]. Абу ал-Хасан ‘Али ибн Бабавайха также называли «Правдивый» (садук) [36.].
Ага Бозорг, Аз-зариʻа; Ибн Бабавайх, Мухаммад Ибн Али, Амали, под редакцией Хусайна Аʻлами, Бейрут, 1980 г; Он же, Камал ад-дин ва тамам ан-ниʻмат, Тегеран, 1884 г; Ибн Шахр Ашуб, Мухаммад Ибн ʻАли, Манакиб-и ал Аби Талиб, под редакцией Хашема Расули Махаллати, Кум, издательство Алламе; Ибн Надим, Ал-фихрист, Бейрут, 1978; Эфенди, Мирза ʻАбдулла, Рийад ал-ʻуламаʼ, под редакцией Махмуда Марʻаши и Ахмада Хусайни, Кум, 1981 г.; Бохрани, Сулейман, Фихрист ал Бабавайх ва ʻуламаʼ ал-Бахрейн, под редакцией Ахмада Хусайни, Кум, 1984; Хилли, Хусайн ибн Али, Риджал, под редакцией Джалал ад-Дина Мохдеса, Тегеран, 1342 г. хиджры; Хансари, Мухаммад Бакир ибн Зайн ал-Абидин, Равдат ал-джаннат, Тегеран, 1962 г; Даниш-наме; Раббани, ʻАбд ар-Рахим, Мадхал Бихар ал-Анвар Маджлиси, Бейрут, 1983 г.; Саид, Хатти; Шахид Аввал, Мухаммад ибн Макки, Зикри аш-шиʻа фи ахкам аш-шариʻа, под редакцией муллы ʻАли Акбара Кирмани, Тегеран, 1271-1272 гг. х.; Туси, Мухаммад ибн Хасан, Тахзиб ал-ахкам, Бейрут, 1981 г.; Он же, Риджал, под редакцией Саид Казема Катби, Наджаф, 1960 г.; Он же, Ал-гайбат, под редакцией Ага Бозорга Техрани, Наджаф, 1965 г.; Он же, Ал-фихрист, под редакцией Махмуда Рамийара, Мешхед, 1351 г. х.; Мамкани, ʻАбдулла, Танких ал-макал, Наджаф, 1933 г.; Наме-йе данешваран; Наджаши, Ахмад ибн ʻАли, Риджал, Бомбей, 1899 г.; Нафиси, Саʻид, Мукаддаме-и мусадакат ал-ихван Ибн Бабавайх, Тегеран, 1325 г. х.; Нури, Хусайн ибн Мухаммад Таки, Мустадрик ал-васаʼил, Тегеран, 1318-1321 гг. х.; Justi, Ferdinand, Iranisches Namenbuch, Marburg, 1895.
Мухаммад Асеф Фекрат
Пер. Орлова Ю.С., ред. Корнеева Т.Г.