АБӮ ЙӮСУФ, Йа‘к̣ӯб б. Ибра̄хӣм ал-Кӯфӣ ал-Анс̣а̄рӣ (731—804) — факих, первый верховный кади (кади ал-кудат) в исламе. Родился в Куфе в бедной семье, в 13 лет начал учиться фикху у Ибн Аби Лайлы, известного факиха, кадия Куфы, а через девять лет перешел к Абу Ханифе, учеником которого и ближайшим помощником он пробыл около 15 лет. Вместе с другими учениками, особенно Зуфаром ал-Хузайлом, Абу Йусуф участвовал в разработке теории фикха. После смерти Абу Ханифы (767 г.) Абу Йусуф занял его место в ученых кругах Ирака и продолжал его дело. Халиф ал-Махди (775—785) назначил Абу Йусуфа кадием Багдада, а халиф Харун ар-Рашид (786—809) — первым верховным кадием, передав ему свое право назначать кадиев во всем Халифате и принимать апелляции на все судебные решения. Такое высокое положение дало Абу Йусуфу возможность широко применять на практике теоретические разработки Абу Ханифы, что послужило распространению и укреплению ханафитского мазхаба.
Абу Йусуф — автор Китаб ал-харадж, сочинения, состоящего из развернутых ответов на вопросы Харуна ар-Рашида и излагающего правила налогообложения, земле- и водопользования, государственного управления и др., Китаб ал-махаридж фи-л-хийал, разоблачающего способы уклонения от принятых обязательств, Ихтилаф байна Аби Ханифа ва-Бни Аби Лайла, в котором он собрал все случаи расхождения по различным вопросам фикха между двумя его наставниками — Абу Ханифой и Ибн Аби Лайлой.
Учениками Абу Йусуфа были Мухаммад аш-Шайбани, собравший и систематизировавший наследие Абу Ханифы, широко использовав при этом сведения и советы Абу Йусуфа, и Ахмад б. Ханбал. Взгляды Абу Йусуфа оказали большое влияние на Мухаммада аш-Шафи‘и.
Литература: ал-Багдади. Та’рих Багдад, 14, 242—262; GAL, 1, 177, SBd., 1, 288; J. Schacht. Abu Jusuf.—El, NE, 1, 164—165.
А.С.Боголюбов