АБӮ-л-ХУЗ̱АЙЛ ал-‘АЛЛА̄Ф, Мухаммад б. ал-Хузайл (749 или 753—841 или 849), маула бану ‘абд ал-кайс — крупнейший представитель басрийской школы му‘тазилитов (хузайлитов), их идейный наставник, полемист. Родился в Басре, его дом находился в квартале торговцев кормом для скота, отсюда и его прозвище ал-‘Аллаф. В 818 г. он перебрался в Багдад, умер же в Самарре в возрасте около 100 лет. Учителем Абу-л-Хузайла был ‘Усман б. Халид ат-Тавил—му‘тазилитский проповедник, сподвижник и единомышленник Басила б. ‘Ата’. Сам Абу-л-Хузайл имел много учеников и последователей, внесших впоследствии значительный вклад в разработку идей своего учителя. Среди них: Абу Йа‘куб аш-Шаххам (ум. в 880 г.), Абу ‘Усман ал-Адами и др. Абу-л-Хузайл был также учителем халифа ал-Ма’муна, в правление которого ряд положений учения му‘тазилитов был включен в систему государственного вероисповедания.
Абу-л-Хузайл — автор 60 сочинений (ни одно не сохранилось) преимущественно полемического характера. Его «Опровержения» были направлены как против других религий (иудаизма, христианства, зороастризма), так и против различных течений и школ внутри ислама (антропоморфистов, джабаритов, мурджиитов и др.). В свою очередь, взгляды Абу-л-Хузайла подвергали критике не только суннитские богословы, но и му‘тазилиты других школ. Так, му‘тазилитский богослов из Багдада Джа‘фар б. Харб в сочинении Таубих Аби-л-Хузайл доказывал, что утверждения последнего ведут к признанию учения дахритов, притом что сам Абу-л-Хузайл одну из глав своей книги ал-Кавалиб посвятил опровержению дахритов.
Абу-л-Хузайл много дискутировал с зороастрийцами, манихеями, дуалистами. Долгие диспуты он вел, например, с известным дуалистом Салихом б. ‘Абд ал-Куддусом, проповедовавшим, что мир имел два предвечных начала — Свет и Тьму, которые со временем смешались. Известны диспуты Абу-л-Хузайла с шиитским богословом Хишамом б. ал-Хакамом — создателем учения об антропоморфизме. Доводы Абу-л-Хузайла якобы способствовали обращению в ислам людей других верований.
В трудах средневековых мусульманских авторов идеи Абу-л-Хузайла определялись как «порочные». Особому осуждению подвергалось признание Абу-л-Хузайлом иссякания возможностей (макдурат) Аллаха, когда Он будет не в состоянии что-либо сделать — ни увеличить милость праведникам, ни увеличить наказание грешникам. Этот вопрос Абу-л-Хузайл подробно изложил в своем сочинении Китаб ал-худжадж.
Оппоненты Абу-л-Хузайла считали его доктрину о божественных атрибутах, которые он рассматривал как разновидности сущности («Аллах — знающий посредством знания, и это знание — сама Его Сущность»), соответствующей учению натурфилософов античности. По мнению аш-Шахрастани, божественные атрибуты в понимании Абу-л-Хузайла суть те же ипостаси, которые признавали христиане. В учении Абу-л-Хузайла единство, духовность и трансцендентность бога достигли высшей степени абстракции. Абу-л-Хузайл первым разработал учение о божественном волеизъявлении, существующем вне субстрата. В му‘тазилитское богословие он ввел понятия акциденции тел и атома, который он назвал джаухар. Представления Абу-л-Хузайла о «слове божьем», о свободе воли, о моральной ответственности человека за свои поступки, о жизненных пределах и благах, о движении и т. д. также вызывали нападки со стороны суннитских и му‘тазилитских богословов. Тем не менее идеи Абу-л-Хузайла оказали огромное влияние на му‘тазилитское богословие. Заслуга Абу-л-Хузайла состояла в том, что он поставил множество фундаментальных проблем, над которыми работали последующие поколения му‘тазилитских богословов. Ан-Наззам, ал-Джубба’и и др., несмотря на расхождения во многих вопросах, признавали зависимость своих учений от идей Абу-л-Хузайла.
Литература: ал-Аш‘ари.. Макалат, указ.; Ибн ‘ан-Надим. Ал-Фихрист, 203—204; ал-Багдади. Ал-Фарк, 121 —130; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 42—43, 59—61; Ибн ал-Муртада. Табакат, 44—49; R. М. Frank.. The Metaphysics created being according to Abu-l- Hudhayl al-‘AIlaf. Istanbul, 1966; он же. The Divine Attributes According to the Teaching of Abu-l-Hudhayl aPAllaf.— Le Museon. Louvain, 1969, 82/3—4, 451—506; H. S. Nyberg. Abu-l-Hudhayl al-‘Allaf.— EI, NE, 1, 131 — 132.
С.М.Прозоров