АБӮ СА‘ӢД МАЙХАНӢ (Мӣханӣ, Михнӣ), Фад̣лаллах б. Абӣ-л-Х̱айр Ах̣мад (967—1049) — один из создателей восточной (хорасанской) школы мистицизма. Абу Са‘ид родился в семье аптекаря в Майхане — небольшом городке провинции Хорасан, там же и умер. Его отец был связан с суфийскими кругами; он и приобщил Абу Са‘ида к мистической практике. На одном из суфийских собраний Абу Са‘ид был представлен поэту Абу-л- Касиму Бишру б. Йасину (ум. в 990 г.), который стал первым его наставником в суфизме и стихи которого Абу Са‘ид постоянно цитировал впоследствии в своих проповедях и наставлениях.
Юношей он отправился в Мерв, где в течение пяти лет слушал курс шафи‘итского права у Абу ‘Абдаллаха Мухаммада ал-Хисри (ум. между 983 и 1000 гг.), а затем столько же лет —у Абу Бакра ‘Абдаллаха ал-Каффала (ум. в 1026 г.); тафсир, хадисы и калам он изучал в Серахсе под руководством шафи‘итского факиха Абу ‘Али Захира б. Ахмада (ум. в 999 г.). Там же (ок. 997 г.) «божий человек» (диване) Лукман Сарахси привел Абу Са‘ида в суфийскую обитель (ханаках) к Абу-л- Фадлу Мухаммаду ас-Сарахси, который убедил его оставить богословские науки, стал его наставником (пир) и разрешил ему вернуться в Майхане с наказом отправлять зикр, повторяя лишь одно слово «Аллах». 15 лет Абу Са‘ид провел в Майхане, из которых почти семь — в полном затворничестве, предаваясь строгим аскетическим и мистическим упражнениям, избегая людей и живя впроголодь. Согласно традиции, период сурового аскетизма, во время которого он практиковал чилла-йи ма‘кус (отправление зикра во время 40-дневного поста в подвешенном положении вниз головой), длился до достижения им 40 лет (или даже больше — до 1016 г.). Первую свою суфийскую хирку Абу Са‘ид получил из рук знаменитого суфия Абу ‘Абд ар-Рахмана ас-Сулами (ум. в 1021 г.) в Нишапуре, а вторую — в Амуле от мистика Абу-л- ‘Аббаса Ахмада б. ал-Кассаба. Вторую половину своей жизни Абу Са‘ид провел как признанный авторитет, наставник и учитель. Он читал проповеди и наставлял своих многочисленных учеников (муридан) как в своем доме в Майхане, так и в уединенной келье (саума‘а) в его окрестностях, а во время редких наездов в Нишапур — в обители квартала Аданикубан. Широкое введение им музыки, танцев и песен эротического содержания в практику мистических радений (сама‘) вызвало в его адрес суровую критику и резкие обвинения в отступлении от норм шари‘ата и даже в неверии как со стороны богословов, так и некоторых «правоверных» суфиев. В частности, незавершение им начатого хаджжа было расценено как сознательное пренебрежение заповедью Пророка. Эксцентричные и противоречивые высказывания Абу Са‘ида позволяют предположить, что ему были ближе идеи сторонников школы «опьянения любовью к богу», т. е. Абу Йазида ал-Бистами. Согласно традиции, бытовавшей в среде суфиев, Абу Са‘иду была дарована свыше способность творить чудеса (карамат). Взгляды Абу Са‘ида отличал социальный мотив «служения бедным» (хидмат-и дарвишан). И если на первых порах он, собирая милостыню, подметая мечети, очищая бани и отхожие места, воспринимал свои действия (в соответствии с учением маламатийа) как самоуничижение и борьбу с собственной гордыней, то позднее этот же мотив он перенес на защиту интересов и нужд своих учеников, последователей и жителей округи.
Абу Са‘ид считается первым суфийским шейхом, который разработал для своих учеников, живших в обители, кодекс норм поведения и правил общежития из 10 пунктов. Правила общежития в обители он дополнил характеристикой 10 качеств, которые обязательны для наставника, и 10 черт характера, которые необходимы для ученика.
Абу Са‘ид создал местную школу практики мистического пути. Многочисленные потомки Абу Са‘ида, стоявшие во главе ее, не смогли распространить ее влияние за пределы родного округа. Эта наследственная локальная школа существовала до 1154 г., когда восставшие огузские роды разорили весь Хорасан и при захвате Майхане предали смерти 115 человек из потомков Абу Са‘ида.
В настоящее время доказано, что Абу Са‘ид не мог быть автором ал-Масабих — трактата, написанного по-арабски, равно как и автором Макамат-и арба‘ин, написанного по-персидски. То же самое можно сказать о многочисленных четверостишиях (руба‘ийат), широко распространенных под его именем. Они были написаны другими лицами. Сам же он, как свидетельствуют его биографы, стихов не писал.
Литература: Асрар ат-таухид фи макамат аш-шайх Аби Са‘яд. Та’лиф-и Мухаммад б. ал-Мунаввар б. Аби Са‘ид ба ихтимам-и В. Жуковский. СПб., 1899; Аттар. Тазкира, 2, указ.; Djami. Nafahat, 339—347; Зарринкуб. Арзиш, 83—85; он же. Джустуджу дар тасаввуф-и Иран.— Маджалла-йи данишкада-йи адабийат-и даниш- гах-и Тегеран. 1353/474, № 86—87, 1—5; Nicholson. Studies, 1—76; F. Meier. Abu Sa‘id-i Abu-l-Hayr.— Acta Iranica. Leiden, 1976, 2, 45 — 51; H. Ritter. Abu Sa‘id b. Abi-l-Khayr.— EI, NE, 1, 145 — 147.
О.Ф.Акимушкин