Абызгильдин Джахангир (1875–1938) — религиозный и общественный деятель, просветитель, педагог. Его дед Бадиль был муллой (с 1825 г.) в башкирской команде 1-й юрты 7-го кантона, отец (Талха) обучался в Петербургском кадетском корпусе, затем служил урядником в Уфе. А. Дж. окончил мадрасу Хусайнийа в г. Оренбурге — одном из лучших учебных заведений региона. В период обучения он активно сотрудничал в журналах Чикертке («Сверчок») и Яз («Весна»). В 1907 г. А. Дж. был назначен имамом Первой соборной мечети г. Уфы, в 1912 г. удостоен звания ахун. Тогда же он стал мударрисом мадрасы Усманийа, где ввел программу обучения, которую использовали в мадрасе Хусайнийа. В 1915 г. поддержал проект создания единой мадрасы в Уфе на базе мадрасы Усманийа, и с этого времени А. Дж. стал пользоваться поддержкой руководства мусульманской общины города, известных представителей мусульманской интеллигенции (З. Кадыри, Г. Терегулов, Г. Шнаси, С. Джантюрин, А.-З. Валиди), богатых татарских купцов и промышленников. К осени 1917 г. его мадраса превратилась фактически в крупнейшее учебное заведение края. Вместе со своей женой Гайшей (‘А’иша, бывш. Сулейманова) он преподавал также в женской мадрасе.
А. Дж. придерживался умеренно-реформаторских взглядов, сотрудничал в журналах Шура («Совет») и Дин вэ маʻышат («Религия и жизнь»), увлекался астрономией, участвовал в работе IV Всероссийского мусульманского съезда (15–25 июня 1914 г., С.-Петербург). В марте 1917 г. он был избран временным казы (кади) и подписал фатву, признавшую расходы на учебные заведения, просветительские и научные цели богоугодным делом и приравнявшую их к садаке.
На I съезде ЦДУМ в 1920 г. А. Дж. был избран членом Совета ‘улама’ (Голямалар Шурасы) и стал его секретарём. В 1924 г. разработал программу месячных курсов по подготовке имамов и муэдзинов (араб. му’аззин) для упорядочения религиозного воспитания, методов религиозного образования, отношений с властями. Разработал трёхлетнюю программу деятельности Совета ‘улама’, основной целью которой было сохранение чистоты ислама, разъяснение предназначения проповедей (хутба) и наставлений (ва‘з). Он занимался также подготовкой к изданию религиозной литературы и в 1926 г. вошел в соответствующую комиссию ЦДУМ. В том же году возглавил комитет по выбору делегатов на I Всемирный конгресс мусульман в Макке. В 1927 г., на III съезде ЦДУМ был переизбран секретарём Совета ‘улама’.
А. Дж. — автор учебников по школьной гигиене (1907), философии (1909), астрономии (1911). Он подготовил также книгу Хатабату—с-сулары (Уфа, 1918), вошедшую затем в учебник Дин дареслере (Казань, 1919).
В 1928 г. А. Дж. был осужден и сослан в Нарым на три года. В 1932 г. он вернулся в Уфу и вошел в Совет ‘улама’, но в 1936 г. был вторично арестован (по стандартному политическому обвинению) и в июле 1938 г. расстрелян.
В 1957 г. дело было прекращено, приговор отменен, а в 1994 г. А. Дж. был реабилитирован.
Лит-pa: М. Ф. Рахимкулова. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Оренбург, 1975; А. Ю. Хабутдинов. Татарское общественно-политическое движение в досоветский период. Ч. 2. Казань, 1997; Юнусова. Ислам, указ.
А.Ю.Хабутдинов, А.Б.Юнусова