Абызы (абыз, абыз-ага, вероятно от араб. хафиз — «знающий Коран наизусть») — участники широкого общественно-религиозного движения среди татар в ХVI–XVIII вв. А. выступали за сохранение исламских традиций и образования в условиях изолированных сельских мусульманских общин. Движение не представляло собой единой централизованной силы, было связано с «народным исламом» и ориентировано прежде всего на максимальную изоляцию от официальных властей. В идеологии движения доминировало представление об имаме, как автономно избираемом главе мусульманской общины. А. составили основу религиозных и интеллектуальных слоев татарского общества в период, когда в Российском государстве ислам подвергался прямым гонениям. Они были идеологической силой, стоявшей за выступлениями мусульман в защиту своих прав.
К XIX в. происходит постепенная локализация движения А. в периферийных районах компактного проживания татар-мусульман и его частичная трансформация в ишанизм. С движением А. связана также идея возрождения «града Булгара»— идеального мусульманского государства в Волго-Уральском регионе. Она нашла отражение в воззрениях участников восстания Батырши (1755 г.) в Башкирии, в высказываниях муллы Мурада, Х.Муслими и Чокрыя. В результате изменения политики государства в отношении религий народов России, становления системы национального религиозного образования у татар в первой половине XIX в. движение А. сошло на нет.
Лит-ра: Г.Рэхим, Г.Газиз. Татар эдэбияты та- рихы: Феодализм дэвере. Казан, 1925; М.Гэйнетдинов. XVII йоздэ татар янарыш хэрэкэте // Казан утлары. 1976, № 7, 17(0-186, № 8, 102-115; Ш.Мэржани. Эл-кыйсме эс-сани мин китаби мостэфед эл-эхбар фи эхвали Казан ве Болгар. Казан, 1900, 190; Ш.Мэржани. Мостэфед эл-эхбар фи эхвали Казан ве Болгар. Казан, 1989, 242-243; Ридааддин б. Фахр ад-дин. Асар, I, 29.
А.Ю.Хабутдинов