Агеевы — династия московских имамов XIX — начала XX в. Ахуны из рода А. с середины 20-х гг. XIX в. вплоть до 1913 г. проводили молитвенные собрания в Соборной мечети Москвы. Судя по нисбе ал-Булгари, род происходил из Поволжья (Казани).
Рафик б. Бекбулат Агеев возглавлял Историческую мечеть вплоть до 1867-68 г. Он и его сын Хайр ад-дин (Хайритдин Рафиков, тоже старший ахун) в конце XIX — начале XX в. проживали в Татарской слободе Москвы (на Бол. Татарской улице, в двух домах напротив Татарского и Кузнецкого переулков). Официально должность Рафика А. именовалась «Татарской слободы соборный имам мухтасип и мударес мулла Рафек Агеев»; он подписывался также «ахун и соборный мулла—мухтасиб, мударрис». Находился на этом посту почти 60 лет, подчинялся муфтийю в Уфе, преподавал в мадрасе/медресе при мечети. Совершил хаджж. В его обязанности входила также работа с военнослужащими мусульманами из московских воинских частей.
Следующим имамом (с конца 60-х гг. XIX в.) стал его сын, шайх Агеев Хайр ад-дин хаджжи Рафиков, «московский гражданский и военный имам», почётный гражданин Москвы, умерший в 1913 г. на 86-м году жизни (род. ок. 1827 г.). Подписывался сам как «Хайр ад-дин, сын покойного хаджжи муллы Рафика Агеева ал-Мускуви». В 1863–1866 гг. он переводил с арабского, персидского и тюркского языков на русский надписи на предметах из Оружейной палаты Московского Кремля. В справочнике «Вся Москва» за 1901 г. Хайритдин Рафиков Аг(г)еев указан живущим на Бол. Татарской в собственном доме. Там же указан и Мухаммед Зайнуллович (Мухаммад б. Зайн Аллах б. Рафик) Аггеев (Бол. Татарская, дом Исакова) — му’аззин/муэдзин мечети. Поначалу сан имама наследовал, видимо, Зайн ад-дин б. Рафик (род., вероятно, также ок. 1827 г.). В проникновенной приписке в одной из собственных рукописей Рафик писал о сыне, что уже в 5 лет тот мог читать суры из Хафтийака, а в шесть (1833–1834), когда семья приехала в Казань (связи с Казанью не прерывались), — Йусуф китабы (т.е. Кисса—йи Йусуф Кул Гали). Родственные связи семьи можно реконструировать по припискам в рукописях семейной библиотеки А., которые ныне хранятся в Музее книги Научной библиотеки МГИМО (У) МИД. Арабские рукописи представлены сочинениями по религии и философии: старейшая — очень известный комментарий к Корану Абу-л-Хасана ‘Али ал-Вахиди ан-Найсабури (ум. в 468/1075 г.) Тафсир ал—Кур’ан ал—ваджиз, переписанный в ша’бане 729/июнь 1329 г.); догматика: комментарий Мухаммада ал-Бахарзи к комментарию Ахмада б. Мусы ал-Хайали (ум. после 1458 г.) к комментарию ат-Тафтазани (1322–1390) к ал-‘Ака’ид ан—Насафийа ‘Умара б. Мухаммада ан-Насафи; правила совершения молитв; ал—фикх: Бурхан ад-дин Махмуд б. Садр аш-Шари‘а (ум. ок. 1281 г.) Викайат ар-ривайа фи маса’ил ал-Хидайа; логика: комментарий мауланы муллы Садика к комментарию ал-Кати к Исагуджи — обработке Асир ад-дина б. ‘Умар-‘Али ал-Абхари (ум. в 1265 г.) «Введения» Порфирия (VI в.) к «Логике» Аристотеля. На тюркском языке — литература и гадания (толкование снов Табир-нама и Кисса-йи Йусуф Кул Гали).
Дата переписки последней из рукописей (1824) всего на год отличается от даты постройки в Москве мечети (1823). Возможно, что А., жившие в Казани (судя по месту переписки), переехали в Москву как раз в это время — не ранее 1824 г. — и стали служить при новой мечети.
Печать некоего И. Б. Агеева (возможно, родственника московских А.) стоит и на рукописном экземпляре Хуласат ал-хисаб фи ‘илм ал-хисаб («Сущность исчисления в арифметике»), переписанной в 1871 г. и привезенной в Казань в Научную библиотеку им. Н.И. Лобачевского из Касимовской археографической экспедиции 1964 г.
Мечеть, в которой служили А., была закрыта в 1937 г. после расстрела последнего ее имама Абдуллы Шамсутдинова (‘Абд Аллах б. Шамс ад-дин) из той же династии. Позднее часть семьи переселилась в Узбекистан (устное сообщение Р. Шигабдинова автору), где до недавнего времени проживали потомки московских А.
Лит-ра: Рукописи МГИМО (У) МИД: арабские № 7, 11, 25, 30, 38; тюркские № 269, 271; ЦИАМ. Ф. 2200. Оп. 1. Д. 1 (Метрическая книга Московской мечети); Вся Москва. М., 1901; Арабские рукописи по астрономии и математике в фондах Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского / Сост. М. Н. Идеатуллин. Казань, 1987; Хайретдинов. Мусульманская община; он же. Агеевы // Ислам в Москве: Энциклопедический словарь. Н. Новгород, 2008 (Ислам в Российской Федерации, вып. II); И. В. Зайцев. К истории библиотеки московских имамов Агеевых // Pax Islamica. 2010, № 1 (4), 43–59; он же. Московский имам в Оружейной Палате. Новый документ о Хайретдине Агееве // Vitaleus. Сб. ст., посвященный 70-летию В. И. Шеремета. М., 2010, 154–160; он же. «Acap» Ризаетдина Фахретдинова о московском ахуне Хайретдине Агееве // Pax Islamica. 2011, № 1 (6), 128–130.
И.В.Зайцев