‘АД — в Коране и мусульманском предании: один из древних погибших «народов» Аравии. Упоминается в Коране среди примеров того, как Аллах уничтожил людей благоденствовавших, но возгордившихся и отказавшихся внять увещеваниям (см. К. 7:65/63—72/70; 11:50/52—60/63; 26:123— 140; 40:31/32; 41:15/14—16/15; 46:21/20—25/24; 54:18—21; 69:6—8; 89:6/5—8/7). Коран упоминает о благоденствии ‘адитов, их высоком росте и об их неверии, за которое они были наказаны засухой, а потом ураганом, стершим их с лица земли.
Послекоранические предания повествуют о том, как ‘адиты послали в Мекку делегацию молить о дожде. Им было предложено выбрать одну из туч. Выбранная ими самая темная и принесла с собой страшный ветер (рих сарсар), от которого спаслись только посланный Аллахом пророк Худ и несколько праведников. ‘Адитами названы мудрец Лукман и могущественный царь Шаддад, строитель Ирама.
Местом проживания народа ‘Ад Коран называет ал-Ахкаф (46:21/20). Название означает «песчаные холмы» и может быть локализовано в разных местах Аравии. Традиционно комментаторы помещают его в пустыни, прилегающие к Хадрамауту.
Коранические указания свидетельствуют о существовании доисламского аравийского легендарного цикла, отразившего гибель одного из оседлых древнеаравийских царств на севере или на юге Аравии. В доисламской поэзии ‘адиты упоминались как пример гордыни, погубленной судьбой. Тогда же прилагательное «адитский» приобрело значение «древний», «очень древний». По сей день многие древние развалины называют в Аравии «адийат». См. Худ.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, ‘ 231—244; он же. Тафсир, 8, 152—157, 12, 35—38; ас-Са‘лаби. Кисас, 35—38, 81—84; ал- Киса’и. Кисас, 102—ПО; ал-Байдави. Тафсир, 1, 330—331, 437—438, 2, 56 — 57; Horovitz. Untersuchungen, 125 —127; Fr. Buhl. ‘Ad.—El, NE, 1, 174.
М.Б.Пиотровский