‘А̄ДА (мн. ч. ‘адат; по-русски употребляется только в форме адат) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные шари‘атом. В разработках исламских законоведов понятие ‘ада. сливается с понятием ‘урф и является его синонимом. Однако это правильно только для территории, тяготевшей к Мекке и Медине, обычное право которых оказало огромное влияние на формирование норм шари‘ата и рассматривалось как дополнительный источник права. В остальном мусульманском мире нормы ‘ада бытуют помимо шари‘ата. Это имеет место, во-первых, там, где население исламизировано поверхностно и шариатские суды отсутствуют либо не имеют достаточного авторитета; во-вторых, там, где, несмотря на многовековое бытование ислама, сохраняются родоплеменные отношения и древние правовые представления; в-третьих, там, где до ислама население входило в состав государств с развитой правовой системой и, приняв ислам, не отказалось от привычных правовых норм. Нормы ‘ада могут значительно расходиться с шари‘атом, выступая как альтернатива или даже совсем оттесняя их. Например, наследование по женской линии и другие обычаи матриархального характера у туарегов, обычаи кровных обязательств у многих народов Кавказа, брачные отношения у мусульман Центральной Африки и др.
В практической деятельности нормами ‘ада может пользоваться без ограничений только третейский судья (хакам), главной задачей которого является приведение сторон к соглашению. Духовный же судья (кади) или правительственный чиновник могут опираться на ‘ада только в особых случаях и если используется норма, не противоречащая общему духу шари‘ата.
Лит-ра: G.-H. Bousquet, S. Т. Lokhandwalla, J. Prins. ‘Ada.— El, NE, 1, 170—174.
А.С.Боголюбов